Невзирая на вступивший в силу с 1 апреля закон, запрещающий работу терминалов электронных платежей, не снабженных специальной контрольно-кассовой техникой, большинство таких аппаратов продолжают работать. Те же терминалы, которые перешли на чековую систему общения с клиентом, повышают комиссию, чтобы компенсировать расходы на установку кассовых аппаратов.
С 1 апреля в России перестала работать половина платежных терминалов. По вступившему в силу закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», все небанковские платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (ККТ). При этом недостаточно просто установить ККТ в терминал. Предпринимателям и юридическим лицам, владеющим терминалами, в обязательном порядке необходимо пройти процедуру регистрации установленной ККТ в налоговой инспекции. Многие предприниматели не успели этого сделать: в налоговой большие очереди, есть проблемы и с самой регистрацией. К тому же, чтобы поставить такую технику в терминал, нужно потратить 30–40 тысяч рублей на каждый аппарат, а далее платить 200–500 рублей в месяц на обслуживание ККТ.
Кассовый чек, выдаваемый терминалами, должен содержать наименование товара, принятую денежную сумму, размер комиссии, дату и время приема денег, номер чека контрольно-кассовой техники, адрес места установки терминала, наименование, ИНН и место нахождения платежного агента, а также телефон поставщика и оператора. С таким кассовым чеком на руках клиент становится юридически защищенным в случае любого ущемления его интересов.
Те операторы, которые не успели к 1 апреля выполнить все требования, были обязаны отключить терминалы, в противном случае их ждет административная ответственность по статье 14.5 кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Налоговики уже начали проверки. При первом выявлении нарушения владельцы терминалов будут оштрафованы, при вторичном — отключены от сети. Административный штраф для должностных лиц будет составлять от 3 до 4 тысяч рублей, для юридических лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.
Всего из 200 000 существующих на данный момент терминалов в России не соответствуют нормам и должны быть отключены порядка 75–100 тысяч.
Оставшиеся либо уже оснащены ТТК, либо (около 50 000) работают напрямую через банки и не требуют сертификации. И в регионах уже начали жаловаться на сложности в оплате услуг связи и ЖКУ. Так, информационное агентство «Татар-информ» сообщает, что в центре Казани на всех аппаратах высвечивалась надпись «Аппарат временно не работает».
Однако крупные операторы далеко не всегда могут проследить, какие из их терминалов выключены, а какие продолжают работать. Так, львиная доля – более 100 тысяч терминалов – принадлежат «Объединенной системе моментальных платежей» (бренд «Киви»). Три четверти из них не получили «добро» налоговой, говорит пиар-менеджер компании «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) Юлия Мансурова. К моменту вступления нового закона в силу только 25 000 аппаратов успели оснастить контрольно-кассовой техникой. Но пока 7000 агентов, с которыми сотрудничает ОСМП, закупают и регистрируют ККТ, большая часть «нелегальных» аппаратов продолжает работать: агенты не выключают их «на свой страх и риск». И хотя все платёжные терминалы зарегистрированы в общей системе, «мы не можем в любой момент по запросу узнать, сколько терминалов включено, а какие из них продолжают работать», говорит Мансурова.
Корреспонденты «Газеты.Ru» подтверждают, что в регионах законодательные изменения, коснувшиеся терминалов, пока не ощущаются. Например, в Ульяновске все устройства функционируют в прежнем режиме, причем кассовыми аппаратами, как требует закон, они не оборудованы. Местные налоговики, судя по всему, пока не начали проведение соответствующих проверок. Кроме того, многие салоны связи постепенно отказываются от самостоятельного приема денег у населения, предлагая клиентам воспользоваться терминалами. А терминалы установлены во многих местах, практически на каждом углу. В Нижнем Новгороде платежные терминалы не работают лишь в спальных районах, в центре города функционируют практически все. Корреспондент Газеты.Ru В Екатеринбурге также не заметил никаких изменений в системе и способов оплаты. Сети терминалов продолжают работать, как в крупных торговых сетях, торговых центрах, так и просто на улицах города. В Калининграде 1 апреля множество терминалов не работали, на мониторах висели листы бумаги с надписями от руки: «Не работает по техническим причинам». Сейчас, однако, устройства опять функционируют. Причем, вне зависимости от законности работы терминалов, отовсюду сообщают о росте тарифов. Незаконными этим терминалам быть недолго – в ближайшие два месяца, обещает Мансурова, ситуация стабилизируется и все терминалы по России будут оснащены кассовыми аппаратами.
Закупка и установка необходимого оборудования для всех платежных терминалов в России обойдется рынку примерно в 4,5 млрд рублей, считают в ОСМП.
Даже для небольших сетей затраты составят несколько миллионов рублей. Уже сейчас как минимум четверть таких сетей начала распродавать свою технику банкам.
Например, банк «Финам» купил 430 терминалов, покупка еще 130 штук на стадии оформления. Помимо этого партнером банка стала сеть терминалов на АЗС ТНК-ВР и в магазинах «М.Видео». Пресс-секретарь «Финама» Владислав Кочетков считает банковский процессинг перспективным направлением бизнеса: «В России всего три банка, которые интегрированы с платежными системами, хотя система банковского процессинга дешевле и удобнее хотя бы тем, что при работе с этой системой не требуется оснащать ККТ и регистрировать в налоговой каждый банкомат». Функции по контролю за терминалом при передаче его банку переходят к ЦБ РФ.
Материальные затраты на переоборудование терминалов, как обычно, владельцы переложили на потребителей. Терминалы повысили комиссию за оплату разнообразных услуг. В среднем, говорят эксперты, комиссия повышается на 5–7% и теперь составляет примерно 6–10% от суммы платежа.
В случае партнерства мелкой сети с банком платить ей – следовательно, и покупателю – все равно придется. Но, по оценкам председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, средний размер увеличения стоимости платежей через терминалы в этом случае составит лишь 0,5–1%. По мнению генерального директора компании «Дельта Телеком» Евгения Трейстера, здесь речь идёт о «разделении доходов от бизнеса». Банки будут обрабатывать наличность и за это брать свою долю, а их партнеры помогут искать, размещать и обслуживать терминалы и будут брать за это обычную комиссию.
«Газета.Ru»
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.