Реклама
16 Августа 2007, 19:54
3099

Терминальный кризис

терминальный кризис

Первый терминал, принимающий оплату за мобильную связь, появился в России в 2001 году. С тех пор количество терминалов выросло до 66,5 тыс. штук, а суммы платежей в сутки – до 9,2 млн долларов. По данным аналитиков, спрос на моментальные услуги опережает рост самого рынка. Уже сейчас терминалы предоставляют около 300 наименований сервисов, далее список будет расширяться — вплоть до уплаты налогов. Однако, учитывая, что часть терминалов работает нелегально, то есть не имеет договоров с банками, уже осенью потребителей может ожидать «моментальный» кризис.

В ноябре этого года наступает час икс – к этому моменту абсолютно все терминалы должны перейти на законную схему работы. Учитывая объемы рынка, для потребителя это может означать сужение сети приема платежей и повышение комиссии. Таковы итоги круглого стола «Ждет ли нас кризис на рынке моментальных платежей?»

Напомним, что в августе прошлого года был принят закон, позволивший любой коммерческой организации принимать от населения платежи за услуги связи и ЖКХ при условии наличия договора с банком. Таким образом, платежи через терминалы еще в прошлом году были причислены к банковским операциям, которые могут осуществляться только по лицензии ЦБ.

Но до сих пор большая часть терминалов работала по старинке. «Закон действует уже год. Однако на рынке ничего не изменилось. Кто работал без договора с банком, тот так и работает. Теперь последняя дата – это 12 ноября», — рассказал зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. В июле Медведев даже направил предложение разобраться с многочисленными платежными терминалами в Генпрокуратуру. Депутат подозревает владельцев терминалов в отмывании денег и «серой обналичке».

В результате Центробанк опубликовал указание о порядке перечисления платежей граждан без открытия счетов в банке. Оно вступает в силу в ноябре 2007 года, после чего любая компания без банковской лицензии на прием платежей за коммунальные услуги или связь должна будет заключить специальное соглашение с кредитной организацией. В результате компаниям придется платить банкирам в среднем 0,1−0,5% с каждого платежа. Для граждан это может вылиться в повышение стоимости привычных услуг, а для игроков рынка моментальных платежей — в сокращение количества терминалов примерно на 10−20%.

По оценке Владимира Лопатина, гендиректора Объединенных систем моментальных платежей, количество терминалов выросло с 23 тыс. в 2005 году до 66,5 тыс. в 2007 году, количество транзакций – с 1 млн в сутки в 2004 году до 10,5 млн в сутки в 2007−м, каждую секунду зачисляется на счета 9 722 рубля.

Выросло и количество доступных к оплате сервисов. Теперь помимо мобильной связи через терминалы можно оплатить доступ в интернет, телевидение, коммунальные услуги и др. «Общее количество сервисов приближается к 300 наименованиям, прежде всего за счет региональных провайдеров. Сетью платежных терминалов постоянно пользуются две трети населения России. Один платеж экономит 20−30 минут времени. Далее ассортимент услуг будет развиваться. На каком-то этапе можно будет говорить об оплате налогов через терминал», — прогнозирует Лопатин.

По словам президента компании «Элекснет» (владеет крупнейшей сетью терминалов) Юрия Мальцева, сегодня терминалов самообслуживания, работающих без кредитных организаций, насчитывается около 50−100 тыс. (то есть примерно столько же, сколько «белых»), и их количество продолжает расти. «Сегодня деятельность подавляющего количества игроков в индустрии платежных терминалов полностью вышла за рамки закона, превратившись в рынок неучтенной наличности», – говорит Мальцев. Возможный кризис связан именно с этим – с угрозой потери продаж неучтенной наличности. В реальности терминалы превратились в конкурентов банков, причем ведущих свою деятельность нелегально. «Последствиями ужесточения контроля станет снижение риска мошенничества, рост налоговых поступлений в бюджет», — говорит Мальцев.

Такое количество неучтенных терминалов вполне объяснимо. Как рассказала «Эксперту Online» Элина Юрина, директор центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам», «моментальный» бизнес является доходным, хотя рентабельность заметно колеблется по сегментам, начинаясь от 3% и достигая 200−250%. Основные игроки рынка – это Contaсt, «Спринтнет», «Элекснет», ОСМП, e-port, x-plat и др.

По словам специалиста, вмешательство государства, действительно, может заставить ряд игроков уйти с рынка и привести к возникновению кризисных явлений. «С другой стороны, активное использование квазиденег (разнообразные электронные валюты), непрозрачность SMS-платежей уводит моментальные платежи в сферу «серого бизнеса», что негативно для отрасли», — признает Юрина.

Проблема, по словам Медведева, в том, что вне банковской системы осуществляются очевидно банковские операции. «Иметь дело с деньгами неопределенного круга лиц имеют право только банки. Поэтому без надзора здесь не обойтись. В системе крутятся миллиарды, и если она, не дай Бог, собьется, то люди потеряют свои деньги. Например, в Мурманске недавно был случай, когда терминалы вдруг перестали работать, и деньги непонятно куда пропали. Ведь в таком случае трудно идентифицировать того, кто осуществляет услугу», — говорит депутат.

Вместе с тем, как рассказала «Эксперту Online» замдиректора по исследованиям компании «Бизнес Аналитика» Регина Громова, потребители пока не ощущают никаких особых проблем на рынке моментальных платежей. Наоборот, наблюдается рост интереса и доверия к такой форме оплаты услуг, терминалы для осуществления разных платежей используют все больше и больше людей.

Иногда потребителям приходится сталкиваться с техническими проблемами (например, терминал может не принимать некоторые купюры или деньги приходят на счет с опозданием), возможен ошибочный ввод данных при осуществлении платежей, в этом случае деньги могут уйти не по назначению. Некоторые потребители считают несправедливым взимание комиссии, но для большинства временной выигрыш от использования этого способа оплаты все же перевешивает. «Есть также проблема надежности. Чек, который выдает терминал, не воспринимается потребителем как полноценное подтверждение того, что платеж состоялся, и это может стать барьером для их использования, особенно когда речь идет о крупных суммах платежей», — говорит Громова.

Конкуренции с банками у терминалов также не наблюдается. «Банки не являются лидерами в сегменте оплаты услуг связи, здесь, скорее, конкурентами являются салоны сотовой связи. Пересекающиеся секторы — это жилищно-коммунальные услуги и выплаты по кредитам», — говорит Громова. Последние, по словам аналитика, в последнее время распространяются все больше, однако сумма, которую люди готовы доверить железному терминалу, обычно не превышает 5 тыс. рублей. «Это удобно, однако это не приоритетный способ внесения сумм по кредитам. При оплате жилищно-коммунальных услуг есть тормозящий фактор – надо вводить номера счетов, а это слишком много цифр. Пока безусловный лидер в этом сегменте — Сбербанк», — отмечает аналитик.

 

Исчтоник: Эксперт-online


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса