Чем громче скандал, тем больше денег за ним стоит. И раз так, то можете ли вы представить, КАКИЕ деньги стоят за главным скандалом года (так уже окрестили историю с арестом генералов ГУЭБиПК)? Вряд ли. Сразу после своего ареста глава ГУЭБиПК генерал Денис Сугробов в открытом письме к президенту описал собственное видение ситуации: задержания сотрудников актикоррупционного ведомства связаны с тем, что они вышли на незаконных обнальщиков и «потопили» Мастер-банк, пишет МК.
Сугробов, как оказалось, во многом не врал. Но и всей правды не договаривал. Не рассказал он, к примеру, какое сам имел отношение к «черным» обнальщикам. Умолчал и о том, кто и как вообще в России контролирует все потоки «живых», наличных денег. Пришла пора расставить все по своим местам. А заодно вспомнить о жертвах этого скандала. Это как раз о них фраза: «Мешком золота можно убить куда больше людей, чем копьем и мечом».
Денис Душнов — коммерсант, обвиняется по двум статьям УК: создание ОПС (организованного преступного сообщества) и незаконная банковская деятельность; сейчас отпущен из СИЗО под подписку о невыезде. Его в свое время отправил за решетку по сути глава ГУЭБиПК генерал Денис Сугробов.
— Я был владельцем 2,5 тысячи платежных терминалов, — начинает мой собеседник. — А теперь у меня нет ни одного. Как это случилось? Рассказываю историю. Итак, есть рынок терминалов. И все указывает на то, что он, скажем так, курировался ГУЭБиПК. Причем генералом Денисом Сугробовым и его замом, ныне покойным генералом Борисом Колесниковым. (Колесников выбросился из окна здания СК во время допроса).
— Это очень серьезное заявление. Чем докажете?
— Есть одна очень крупная платежная система под названием «Киви». Собственно, на «Киви» я сам и работал, был его агентом (все договоры были заключены между ними официально и есть в материалах уголовного дела. — Авт.).
Так вот, один из создателей «Киви», Андрей Романенко, дружил с обоими генералами. Жена Сугробова работала у Романенко в «Киви». А когда погиб Колесников, то Романенко пришел на похороны, прощался, как прощаются с самыми близкими.
— Хорошо. Но дружба дружбой, а при чем тут деньги?
— В России давно существует черный рынок обналички. Объясню, как он работает, что называется, на пальцах. Вот, скажем, есть конкретный бизнесмен, он вкалывает, но не хочет (или не может) платить бешеные налоги. Что ему делать? Он оплачивает некую услугу некой фирме, перечисляет ей деньги на счет. Но услуги в реальности никакой не оказывается, а эта фирма ему деньги возвращает уже в натуральном виде, забрав определенный процент. Повторю: отправляют туда безнал, а им возвращают нал. А по документам все сходится, как будто услуга оказана, все рассчитались. Это в России делается повсеместно. Ежедневно так обналичивается миллиардов 5 в рублях, не меньше.
— Но зачем бизнесменам «черные» наличные деньги? Куда их девать?
— Для бизнеса. Вот другой пример. Вы покупаете за границей тысячу айфонов. Контракт подписан, и вам надо, чтобы завтра деньги были у партнера. Но банк начинает мудрить, требует какие-то справки, вы понимаете, что все срывается. И снова — что делать? Вы берете наличку, идете к нужным людям, и они перечисляют эти деньги туда, куда надо. Опять-таки за свою долю.
— Итак, есть черный рынок обналички. Кто его контролировал?
— Не спешите. Определю четыре категории поставщиков наличных денег. Рынки, магазины, где нельзя расплатиться картой, платежные системы и банки. Есть еще регионы (к примеру, Дагестан), которые традиционно поставляли в Москву наличку.
Среди банков главным игроком был Мастер-банк. Группа его инкассаторов ездила с пачками «левых» банковских карт «физиков» (физических лиц, которые и не знали даже, что на них оформлены эти карты. — Авт.), снимали деньги с банкоматов по всей Москве. Проще говоря, обналичивали. Именно с задержанием владельца Мастер-банка вся история и началась...
Среди платежных систем главной была «Киви». По моим подсчетам, в течение 8 лет ее агенты занимались обналичкой. Вообще же на рынке обнала платежным системам принадлежит процентов 70, не меньше. Это ведь самое простое, когда обычный человек приходит к терминалу, кладет денежку на телефон... Вот она, живая наличность, осталось только ее кому-то вытащить.
— Из ваших слов выходит, что «рулили» всем рынком обнала «Киви» и Мастер-банк?
— Если говорить упрощенно, то да. А так это ведь огромный рынок. Там много было ключевых персон.
— Например, арестованный финансист Сергей Магин?
— Например. И он ведь работал с Мастер-банком, был его клиентом. Он, кстати, полностью придерживается той версии всего скандала, которую я вам озвучу в конце. Да и не только он. Все, кто так или иначе знал эту «кухню» и пользовался ею.
— Они конкурировали друг с другом?
— Вот тут начинается самое интересное. В принципе рынок обнала настолько велик, что всем хватало места. Контролировали его спецслужбы. И они вообще никого не трогали до 2013 года. Если и брали, то какую-то мелочевку для создания видимости работы, и сажали максимум на годик. А тут — раз! — и верхушку взяли! Это было очень серьезно. Весь рынок взорвался.
— Зачем это было нужно?
— Чтобы цена нала выросла. До этого обналичка стоила в среднем 2,3 процента (то есть я 100 рублей на счет отправил, а наличными мне вернулось 97,7). Сейчас знаете сколько? Доходит до 10–15 процентов! И это, повторюсь, только из-за того, что определенные люди сидят в определенных местах.
— И это не только Магин?
— Нет, есть другие, менее известные господа, в том числе с Северного Кавказа.
— Ваша посадка тоже повысила процент?
— Не думаю. Слишком мелкий для этого персонаж. Я работал с «Киви», был частью его системы (на момент, когда я там был, оборот составлял 45 миллиардов рублей в месяц, 70 процентов этих денег — черный безнал). Мы с партнерами в какой-то момент стали скупать терминалы, планируя довести их число до 5000 и создать свою собственную платежную систему (уже даже купили «замороженную» питерскую «Новоплат»). Это не понравилось руководству «Киви». Были многочисленные разговоры… И с Романенко, и с его службой безопасности. Но ничего не вышло. Мне сразу сказали, что мной займется Сугробов. Назначили дату: мол, вот такого числа будут проблемы. И ровно в тот день меня и всех арестовали. То есть все четко делается, как часы. Моей посадкой долго кошмарили других агентов «Киви»: мол, нельзя смотреть на сторону…
— Уголовное дело против вас вело МВД по ЦФО, а не ГУЭБиПК.
— Эти два ведомства работали в связке. ГУЭБиПК семена посеяло, а МВД по ЦФО — взращивало. Всю черную работу делали именно они.
Вы задумывались, почему ЦФО расформировали вскоре после арестов генералов ГУЭБиПК? Да потому, что не хотели афишировать связь между этими полицейскими подразделениями. И кстати, когда меня приехали арестовывать, на всех сотрудниках были ботинки по 3 тысячи долларов и часы дорогущие (как вы писали в одной из своих статей про этих «борцов с коррупцией»). Это я к тому, что жили хорошо не только полицейские ГУЭБиПК, но и — благодаря им — их «младшие товарищи» из ЦФО. И потом, кто 100 миллионов Сугробову на залог собирал? Они.
— Вернемся к рынку обналички. Кому потребовалось сажать главных обнальщиков и поднимать процент?
— Моя версия, которая всеми (в том числе Магиным) поддерживается, — владельцам «Киви». Никому, кроме них, это было не выгодно. Все прекрасно жили, некоторые так вообще готовы были снижать и снижать процент. (По некоторым данным, кличку Два Процента Магину дали именно потому, что он соглашался работать за него. — Авт.) Плюс у владельцев «Киви» — дружба с генералами ГУЭБиПК. То, с чего мы с вами начали беседу. Вот и решили перестроить рынок, который 20 лет в России существует. Не учли одного — что другие обнальщики тоже не простые. Что за каждым кто-то стоял. Последняя капля — когда благодаря ГУЭБиПК Мастер-банк закрыли. И уже через две недели после этого начались проблемы у самого ГУЭБиПК, первые аресты полицейских. Мы сидели за решеткой и думали: опаньки, наши обидчики сами загремели в СИЗО! И им ведь 210-ю статью УК (создание преступного сообщества) вменили не случайно. Они ведь сами «лепили» всем эту статью, чтоб держать в тюрьме. И версия Сугробова про Мастер-банк, про спецслужбы — она не выдуманная. Только он не все рассказал.
Я в феврале написал следователю ходатайство: допросите меня! До этого не раз предлагал оперативникам МВД по ЦФО все рассказать. Я даже прикалывался, говорил им: давайте я фамилий сто назову, всех злодеев пересажаем и сделаем страну чище. Они на это: хорошо, завтра к тебе приедем. И пропали на полгода! И даже когда полицейские пришли ко мне в СИЗО 5 августа, спрашивали, в каком институте я учился, и прочую ерунду, но ничего (!) по делу. Потому что в любом моем высказывании будут «палиться» люди, которые сами меня заказывали. Я понимаю всю ответственность за то, что рассказываю вам сейчас под запись. Понимаю последствия. Общественность узнает, и органам придется этим заниматься. Я готов помогать, если это делу поможет. Не моему уголовному делу, а делу очищения в стране от черного рынка.
— И это говорите вы, человек, который был, скажем так, близок к этой схеме?!
— А меня всегда все это бесило. Был момент, когда мы поставили фискальные регистраторы во все терминалы. Но конкурировать со всей этой «заразой» просто невозможно. Представьте, на одной территории стоят два терминала: у одного доход только с клиента за транзакцию, а у второго — и с клиента, и с обнала. Какой продержится? Сегодня по всей Москве стоят тысячи «черных» терминалов. Тысячи! Вы это понимаете?
Кстати, некоторые считают, что существование обнала в России нужно, иначе, учитывая уровень налогов, коммерсант просто сдохнет. Все турагентства повалились из-за чего, по-вашему?..
— Ну, скандал с ГУЭБиПК тут явно ни при чем.
— Это вам так только кажется. На самом деле это были отзвуки именно той войны. Есть следственный департамент в Газетном переулке. Напротив находятся известное агентство и «черный» терминал. Человек собирает мешок денег, несет специально обученному финансисту, а тот оплачивает счета за границей, и людям приходит подтверждение, что путевка куплена. Были фирмы-однодневки, куда турагентства деньги перечисляли, были специальные банки… В стране была устоявшаяся модель — с крышеваниями, с оборотом денег и т.д. А Сугробов и его команда все решили переиграть. Но, увы, отнюдь не из благородных побуждений… Это были полицейские-коммерсанты. Точнее даже, коммерсанты-полицейские (деньги у них превалировали над всем остальным). И они создали в ГУЭБиПК настоящее ООО, которое зарабатывало миллионы, ломая судьбы. Пока я сидел за решеткой, столько ребят увидел, которые до сих пор не поймут: за что их вообще посадили?
— И все-таки: а что, если бы Сугробов действовал из благих побуждений? Был шанс избавить страну от «черных» наличных денег?
— Нет. Таким способом, думаю, нет. Во-первых, закон, запрещающий такую деятельность, очень «дырявый». Во-вторых, с уровнем коррупции в полиции посадки были и будут выборочными, под заказ конкурентов и недовольных. Здесь нужно другое. Нужно убрать наличные вообще. Чтобы крутились только виртуальные деньги. Тогда не будет ни воровства, ни коррупции. Я даже с товарищами хотел создать движение «За Россию, свободную от наличности». Забавно звучит? Но это правда для коммерсанта будет спасением. А пока... У меня было такое ощущение, что как только ты заработаешь 2–3 миллиона долларов, то о тебе знают все, включая Сугробова и Колесникова. Просто до поры до времени тебе вопросы не задают, а потом, если ты куда нужно чего-то не отнес, с кем-то за столом не посидел, у тебя будут проблемы.
Комментарий одного из создателей «Киви» Андрея РОМАНЕНКО:
— С Сугробовым и Колесниковым не дружил. Был знаком, не более. На похоронах было огромное количество людей (на вопрос: «Вы ли на фото с похорон Колесникова?»). Магина не знаю. Такого-то номера телефона у меня не было (в материалах дела есть распечатки переговоров, где человек с определенного номера по имени Андрей с голосом, похожим на голос Романенко, ведет переговоры с Душновым). «Киви» давно публичная компания с миллионами клиентов, и «черные» схемы ей не нужны были никогда. Душнов — один из тысяч наших дилеров, и все.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Весной 2013 года в одном из самолетов, летевшем из Дагестана в Москву, было обнаружено 350 кг наличности на сумму более 600 млн рублей. Как заявили тогда в МВД, таким образом теневые банкиры обналичивали в Дагестане деньги и авиарейсами переправляли в Белокаменную на протяжении семи лет. Всего за это время было вывезено более 100 млрд руб.
20 ноября 2013 года ЦБ отобрал лицензию у Мастер-банка. Официально было сообщено, что Мастер-банк был вовлечен в обслуживание теневой сети экономики, неоднократно нарушал законодательство по борьбе с отмыванием денег. Криминальная схема, как сообщали в МВД, работала следующим образом: деньги перечислялись через цепь фирм-однодневок, созданных банкирами, на счета индивидуальных предпринимателей и снимались наличными в банкоматах Мастер-банка. Вознаграждение за услуги составляло от 3,5 до 5% от перечисленной суммы, а за обналичивание бюджетных средств — 8%. Данной схемой пользовались в том числе руководители некоторых ФГУПов и госучреждений.
ГУ МВД по ЦФО было расформировано указом президента Владимира Путина в начале мая 2014 года.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.