Покупка фискального регистратора - недешевое и сомнительное удовольствие. Было бы заманчиво избежать его, найдя законодательную лазейку или применив военную хитрость. Спрос, как известно, рождает предложение, поэтому, если есть желающие обойти закон, на рынке сразу находятся поставщики соответствующих решений. Иногда достаточно «оригинальных». А что если вместо пополнения счета продавать через свой терминал товар и назвать его торговым автоматом?
В таком случае клиент платит не за пополнение своего счета у сотового оператора, а покупает чек, который выступает товаром. Тогда это уже не деятельность по приему платежей, а торговля через вендинговый киоск, как продажа колы. А владельцы вендинговых киосков и торговых автоматов применяют ЕНВД, то есть платят фиксированный налог, определенную сумму в месяц. Остается только доказать налоговому инспектору, что ваш аппарат - это торговый автомат, а не платежный терминал, а вы не принимаете платежи.
У нас товар?
Определение приема платежей дано в п. 1. ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»: «Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком».
То есть если:
1. Деньги принимаются от физического лица;
2. Деньги направлены на оплату поставщику его товаров, работ, услуг;
3. Деньги принимаются не самим поставщиком (сотовым оператором), а каким-либо агентом - тогда такая деятельность является деятельностью по приему платежей и в соответствии с законом требует применения ККМ.
Все остальное - это попытка прикрыть прием платежей, так называемая притворная сделка. При выявлении притворных сделок суд обращает внимание не на документальное оформление отношений, а на их мотивы и фактические цели. В данном случае нетрудно установить, что плательщик намеревался пополнить баланс, а не приобрести себе в собственность чек-товар. Если спросить у плательщика, купил он чек или пополнил свой счет, много ли найдется тех, кто ответит, что покупал через терминал товар в виде кусочка бумаги, а пополнение счета является простым совпадением?
В соответствии со статьей 170 п. 2 ГК РФ «Недействительность мнимой и притворной сделок»: «Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила». Также существует и широкая практика доказательств притворных сделок, госорганам не составит труда, опираясь на них, доказать истинные мотивы сторон.
В законе дано и определение платежного терминала: «Платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты)». И доказать, что он стал торговым автоматом, представляется маловероятным.
Что за это будет?
Придя после 1 апреля к терминалу и не обнаружив там фискального регистратора, налоговый инспектор, не задумываясь, выпишет штраф, поскольку он видит перед собой платежный терминал. Не будем забывать, что налоговые инспекторы такие же плательщики, как и все прочие, поэтому они имеют представление, как выглядит терминал, тем более что до этого момента данный аппарат таковым и являлся.
Зная об этом, авторы схемы предлагают дилерам бесплатную юридическую помощь в борьбе с налоговыми и проверяющими органами. То есть они в курсе, что проблемы возникнут. Они обещают разбираться с налоговой самостоятельно. Но чем поможет бесплатная юридическая поддержка? Юрист поможет составить жалобу и отправить ее куда следует? Обещание разобраться вовсе не является гарантией, в договоре невозможно закрепить, что партнер обязуется заставить налоговую признать легитимность схемы, если она не соответствует законодательству. В любом случае материальную ответственность целиком и полностью несет дилер. А здесь у налогового инспектора есть широкий выбор, за что штрафовать.
Первое - это за отсутствие ККМ. Штраф для индивидуальных предпринимателей составит 3000 - 4000 руб., для юридических лиц - 30 000 - 40 000 руб. Суммы небольшие, но если учесть, что это за каждый отдельный терминал, то они становятся гораздо значительней, также инспектор имеет право накладывать штраф каждый день вплоть до устранения нарушений.
Также по 103-му Закону любой агент, принимающий платежи, обязан иметь договоры с поставщиками услуг или договор с агентом, который имеет такие договоры (платежной системой), а также использовать для приема платежей специальный расчетный счет. По существующему проекту поправок в кодекс об административных правонарушениях штраф за нарушение этих правил составит до 1 000 000 руб.
Таким образом, вначале налоговый инспектор оштрафует за отсутствие ККМ, затем, если дилер будет настаивать на своей правоте, то после доказательства сделки притворной он получит еще и штраф за несоблюдение закона о приеме платежей. Заплатив то и другое, многие рискуют распрощаться с бизнесом. Скупой платит дважды.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.