Терминалы экспресс-оплаты разрушили монополию банков на прием платежей населения. Толчком к появлению новых платежных систем стали ограничения на игорный бизнес. Закручивание государством гаек в отношении игорного бизнеса привело к неожиданному результату. Вместо «одноруких» и прочих «бандитов» в Петербурге появилась масса сенсорных терминалов по приему наличности. Основатели этих платежных систем – почти наполовину выходцы из игорного бизнеса, да и терминалы им поставляют экс-производители игровых автоматов. Это уникальный случай, когда бизнес, в один миг ставший почти нелегальным, подтолкнул развитие другого – по приему розничных платежей.
Довольны все
Запрет «столбиков» и изгнание игорного бизнеса из крупных городов в «резервации» – не единственная причина бурного роста терминальных платежных систем. Совпали сразу несколько факторов. Рост доходов населения привел к расширению социально активной прослойки, чьи потребности не ограничиваются оплатой коммунальных услуг и стационарного телефона. Потребители новых услуг (мобильная связь, интернет, платное ТВ и т.п.) стали ощущать дефицит универсальных точек по приему платежей, где можно оплатить все сразу. До некоторых пор роль такого универсала исполнял Сбербанк, но с годами он так и не смог избавиться от своих старых бед – очередей, не всегда вежливого обслуживания, невысокой скорости поступления платежей.
Платежные терминалы оказались интересны не только населению, но и поставщикам новых услуг. К примеру, бурное развитие услуги быстрого домашнего доступа в интернет привело к появлению множества относительно небольших интернет-провайдеров. И если еще год назад в части приема платежей от клиентов они удовлетворялись заключением договора с каким-нибудь многофилиальным банком (Сбербанк, Промышленно-строительный банк, «Балтийский» и т.п.), то теперь «джентльменский набор» включает в себя кроме банка одну-две системы электронных денег и обязательно две-три терминальные платежные системы. Иначе говоря, широкая сеть приема платежей стала одним из конкурентных преимуществ для интернет-провайдеров. То же самое относится и к поставщикам других услуг.
Еще один фактор взрывного роста сенсорных терминалов – низкая цена входа на рынок: терминал по приему наличности стоит 3−5 тыс. долларов (для сравнения: стоимость банкомата – от 20 тыс. долларов), а окупаемость, если аппарат установлен в людном месте, составляет около года. Низкая цена обусловлена и отсутствием необходимости лицензирования аппаратов.
Монополия разрушена
Говорить о серьезной конкуренции терминалов с банками за розничные платежи пока, конечно, рано. Тому есть несколько причин. Первая – недоверие. Ведь осуществить платеж через банк с раскрученным брендом – это одно, и совсем другое – иметь дело с малоизвестной компанией, поставившей терминал на улице или в магазине. Любопытно, что выходцы из игорного бизнеса размещают терминалы зачастую в тех же местах, где раньше располагались «столбики», а для консервативной части населения это создает негативный психологический шлейф.
Вторая причина – инерция. Остается стойкая привычка к Сбербанку. По данным пресс-службы Северо-Западного банка Сбербанка России, в первом квартале 2007 года банк принял 21,7 млн платежей на общую сумму 38,8 млрд рублей, что вдвое больше показателя за аналогичный период прошлого года. В эту сумму, правда, входят платежи не только петербуржцев (банк работает на территории еще шести субъектов РФ), но любое удвоение всегда впечатляет.
Сейчас Северо-Западный банк Сбербанка развивает сеть информационно-платежных киосков, которые не привязаны к режиму работы отделений. По официальным данным банка, объем операций через киоски вырос в прошлом году в семь раз. Развитие сети киосков, а также расширение функций банкоматов по приему платежей свидетельствует, что в Северо-Западном Сбербанке осознают неизбежность потери монополии в этом сегменте и пытаются не утратить конкурентных преимуществ. Получится это или нет, покажет время.
Как бы там ни было, доля Сбербанка на петербургском рынке приема розничных платежей постепенно сокращается, а в отдельных сегментах, таких как платежи за сотовую связь или интернет, она доминирующей никогда и не была. Именно за эти сегменты сейчас разворачивается основная борьба. Согласно опросу, проводившемуся на сайте sotovik.ru, регулярно пользуются услугами терминалов моментальной оплаты 28% респондентов. Такой же процент опрошенных прибегает к помощи терминалов лишь в крайних случаях, 24% респондентов оплачивают мобильную связь посредством этих устройств время от времени, и лишь пятая часть вовсе не пользуется терминалами экспресс-оплаты.
Не можешь устранить – возглавь
Компаниям, устанавливающим терминалы, придется вести борьбу не только со Сбербанком и прямыми конкурентами по терминальному бизнесу, но и с другими банками. Большинство из них за последний год активизировались на ниве приема розничных платежей. Цена вопроса, по разным оценкам, составляет от 5 до 10 млрд рублей в год – в такую сумму оценивают эксперты объем комиссионных доходов от платежей петербуржцев.
«Прием розничных платежей для банков перестал быть экзотикой. Если банк не может обеспечить возможность пополнить баланс сотового телефона, он начинает терять лояльность клиентов», – говорит заместитель главы дирекции розничного бизнеса банка «Санкт-Петербург» Владимир Милош.
Любопытный путь избрал для себя Петербургский социальный коммерческий банк (ПСКБ). В прошлом году он учредил платежную систему «Кассира.нет» как дополнение к собственному интернет-банкингу. Сейчас этот проект стал самостоятельным и терминалы системы обслуживают далеко не только клиентов ПСКБ. Подобный выход в терминальный сегмент избрали для себя также московские банки «Платина» и СДМ-банк. Другими словами, ряд банков решили не конкурировать с платежными системами экспресс-оплаты, а сами их создать. Все тот же принцип, сформулированный в изречении «если ты хочешь избавиться от оппозиционного течения, то лучший для этого способ – его возглавить».
Впрочем, пока интерес к созданию дочерних систем приема моментальных платежей проявляют лишь банковские «середнячки». Лидеры банковского рынка вступать на этот путь не спешат. «У нас пока нет планов по созданию сети терминалов моментальной оплаты, – подчеркивает Владимир Милош. – У банка достаточно широкая инфраструктура по приему платежей: банкоматы, отделения, возможности интернет-банкинга. Терминалы мы, вероятно, будем закупать, но они будут ориентированы в первую очередь на упрощение доступа к банковскому сервису (открытие счетов, денежные переводы и т.п.), а не на прием наличности в пользу сторонних организаций».
Долой барьеры
Одна из самых тяжелых для проникновения терминальных платежных систем сфера – коммунальные платежи. До недавнего времени таковой была и фиксированная связь, но и этот бастион пал: изучив опыт коллег по мобильной связи, компании «Северо-Западный Телеком» и «Ростелеком» решились на сотрудничество с крупными терминальными игроками. Теперь очередь за получателями коммунальных платежей. Пока экспресс-системы принимают платежи только в адрес ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», а с многочисленными товариществами собственников жилья (ТСЖ) дело обстоит сложнее.
«Председатели ТСЖ неохотно идут на заключение договоров с платежными системами, – отмечает генеральный директор ЗАО „Унисенсор“ (сеть терминалов „Уникасса“) Константин Сивцов. – Всему виной – консервативность мышления. Среднестатистический бухгалтер ТСЖ – это немолодая женщина, которую пугает само слово „терминал“. А между тем если аппарат будет установлен возле правления товарищества или в ближайшем универсаме, это снизит зависимость жильцов от Сбербанка, через который сейчас проходит подавляющая часть всех коммунальных платежей. Но те ТСЖ, где к нам прислушиваются и на нескольких примерах видят скорость прохождения платежа, потом довольны».
Платежи в пользу ТСЖ остаются, пожалуй, предпоследним камнем преткновения для петербургских «терминальщиков». Последним станет «Петроэлектросбыт» – монополист по приему платежей за электроэнергию. Это пока самая неприступная «крепость», поскольку «Петроэлектросбыт» наряду с банками является прямым конкурентом терминалам. Компания много лет развивает отношения с организациями – получателями различных платежей (коммунальных, за мобильную связь, интернет и т.п.) и в некотором смысле стала вторым Сбербанком. Но, думается, рано или поздно падет и эта «крепость», после чего все без исключения массовые платежи можно будет осуществлять через банкоматы и терминалы, то есть без участия человеческого фактора – без кассира или операциониста.
Конкуренция или сотрудничество?
О том, что экспресс-терминалы становятся серьезным игроком на рынке приема платежей населения, говорит тот факт, что банковское сообщество вознамерилось законодательным путем вернуть себе эксклюзив на обработку платежей в пользу сотовых операторов. Дело в том, что в июле прошлого года внесены поправки в закон «О банках и банковской деятельности», обязывающие некредитные коммерческие организации (в том числе платежные терминальные системы) принимать наличные платежи за услуги связи от физических лиц при условии заключения договора с каким-либо банком и договора банка с оператором. При этом продолжает действовать постановление правительства от 25 мая 2005 года №328 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи». Этот документ предусматривает, что «оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи», то есть формально позволяет платежной системе договариваться с оператором напрямую.
В середине апреля президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян направил председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову письмо с просьбой привести постановление правительства в соответствие с обновленным банковским законодательством. «Отсутствие гарантий прав физических лиц, осуществляющих платежи через небанковских операторов денежных переводов, аналогичных гарантиям, предоставляемым кредитными организациями, а также уполномоченного надзорного органа, осуществляющего контроль за деятельностью таких операторов, приводит к возникновению мошеннических схем, позволяющих незаконно завладеть денежными средствами граждан, а также к массовым неплатежам за коммунальные услуги и обслуживание жилищного фонда при абсолютной исправности плательщика», – подчеркивает в своем письме Гарегин Тосунян.
По мнению участников терминального бизнеса, выполнение требования АРБ вызовет снижение их прибыли примерно вдвое (платежи в пользу сотовых операторов – самая важная статья доходов платежных систем), снизит темпы развития терминалов и приведет к укрупнению игроков. Впрочем, никто не обещал быстро нарождающемуся бизнесу спокойной жизни, а снижение доходности, усиление госконтроля и укрупнение – процесс объективный и почти неизбежный.
На Западе платежные терминалы постепенно стали превращаться в многофункциональные киоски, где можно бронировать авиа-, железнодорожные и театральные билеты, печатать фотографии, покупать контент для сотовых телефонов, пополнять банковские счета, отправлять денежные переводы и т.п. Часть этих функций невозможна без взаимодействия с банками, а значит, отношения кредитных и некредитных организаций, осуществляющих прием платежей, пройдут несколько недружественных фаз, но точка равновесия все равно будет найдена.
Материалы: Эксперт Online 2.0
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.