Как стало известно РБК daily, комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности направила в Госдуму свое заключение на законопроекты о регулировании платежных терминалов, в котором указывается необходимость введения института специального лицензирования этой деятельности. В Ассоциации российских банков (АРБ) также считают, что законопроект нуждается «в существенной доработке».
Два законопроекта, призванные отрегулировать деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемую платежными агентами, внесены в Госдуму депутатом Владиславом Резником и сенатором Дмитрием Ананьевым. В случае их принятия владельцы небанковских терминалов по-прежнему смогут принимать платежи от населения без заключения договоров с банками. При этом предлагается оснастить все терминалы контрольно-кассовыми механизмами.
Как отмечается в заключении РСПП на законопроекты, в них отсутствует механизм допуска организаций и индивидуальных предпринимателей к приему платежей. Отсутствует и процедура обеспечения обращения взыскания по обязательствам платежного агента на получение им денежных средств плательщиков. Кроме того, как указывается в заключении РСПП, документ не предусматривает специальных мер ответственности за нарушения законодательства о приеме платежей. Поэтому РСПП решила не поддерживать законопроекты и вообще снять их с рассмотрения, направив на доработку.
В свою очередь, сам РСПП выступает за переход к лицензированию деятельности по приему платежей с выработкой механизмов отзыва лицензий. Как заявил первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, союз выступает за то, чтобы владельцы небанковских платежных терминалов работали исключительно по договору с кредитной организацией. «Мы ожидаем, что авторы законопроекта прислушаются к мнению и РСПП, и ЦБ», — добавил Александр Мурычев.
Позиция ЦБ по упомянутым законопроектам подробно представлена в письме главы Банка России Сергея Игнатьева председателю комитета по финрынку Госдумы Владиславу Резнику (01-31/3033). В частности, ЦБ считает необходимым внесение изменений в КоАП, которые устанавливали бы ответственность за нарушение порядка приема платежей физлиц для всех платежных агентов.
Вчера в Госдуму направила свое заключение на указанные законопроекты и АРБ. «Оборот небанковских систем по итогам 2007 года превысил 10 млрд долл., — говорится в заявлении ассоциации. — Эта деятельность никак не регулируется законодательно, и в результате фактически формируется параллельная банковская система». В этой связи АРБ также считает, что законопроекты нуждаются в существенной доработке.
По мнению главы АРБ Гарегина Тосуняна, возможны два варианта регулирования деятельности платежных терминалов. «Либо платежные агенты работают только по договору с банком, либо в случае упрощения деятельности межбанковских терминалов такие же преференции распространяются и на банки, — подчеркнул Гарегин Тосунян. — В любом случае условия работы должны быть одинаковы для всех — и для банков, и для платежных агентов, иначе создается параллельная расчетная система с серьезными рисками для финансовой стабильности страны».
Между тем, по словам председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, упомянутые законопроекты являются значительным шагом вперед в регулировании рынка моментальных платежей. «Введение же лицензирования должно быть решено в рамках закона о национальной платежной системе», — подчеркнул Борис Ким.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.