Тенденция развития неавиационных видов деятельности постепенно охватывает российские региональные аэропорты. Операторы стремятся диверсифицировать виды услуг, предлагаемых пассажирам, и удовлетворить спрос на доступные по цене продукты и товары. Мировой опыт показал, что оптимальным решением является привлечение вендингового бизнеса. Рынок достаточно быстро растет, и аэропорты стали одной из таких "точек роста", пишет АвиаПорт.Ru.
Впрочем, пока рынок только формируется, и его участники обмениваются пожеланиями друг к другу. Операторы аэропортов ожидают расширения номенклатуры автоматизированной торговли, в то время как вендинговые компании сетуют на высокие арендные ставки и сложные процедуры отбора торгового партнера.
Добрались до аэропортов
История рынка вендинга в России пока недолгая. Как и многие молодые бизнесы, он имеет значительный потенциал для развития, считают специалисты. До кризиса 2008-2009 годов рынок рос на 30-40% в год. На руку оказался и запрет игорного бизнеса: часть производителей игровых автоматов переключилась на торговые, освободились дополнительные площади. В кризис темпы роста рынка замедлились до 4-5% в год. Нынешний период экономической нестабильности тоже вносит свои коррективы. Несмотря на это, аналитики НИУ ВШЭ прочат рынку автоматической торговли почти четырехкратный рост: в ближайшие десять лет его годовой оборот возрастет с нынешнего в $530 млн до $2 млрд.
Оптимизм аналитиков основывается на том, что у рынка есть еще большой потенциал: в европейских странах на один вендинговый автомат приходится 100-200 человек, в России - несколько тысяч. В 2004 году по всей стране насчитывалось порядка 65 тысяч торговых автоматов. Сегодня, по данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), их количество выросло до 115 тыс. Традиционный и самый рентабельный вид вендинга - кофейные автоматы. Появляются и новые виды бизнеса: автоматы для продажи контактных линз, флеш-карт, другой мелкой электроники, сувениров. Набирает обороты и направление продажи горячей еды.
Больше, разнообразнее и в регионах
Сегодня вендинговый бизнес вошел и в российские аэропорты, причем не только в столичные. Автомат по продаже кофе установлен даже в ярославской "Туношне", где никаких иных благ для обслуживания пассажиров не предусмотрено. Сегодня можно отметить две связанные с этим тенденции. Во-первых, растущая значимость региональных аэропортов для развития вендингового бизнеса, а во-вторых, необходимость внести разнообразие в "автоматически" предоставляемые услуги. "Пока можно говорить о наполнении вендинговыми аппаратами в основном столичных аэропортов. Огромный потенциал кроют в себе региональные аэропорты. И тут речь идет не только о традиционных кофейных и снековых аппаратах. Большой популярностью могут пользоваться аппараты по продаже гигиенических средств, парфюмерной, сувенирной и книжной продукции", - говорит, отмечая обе эти тенденции, генеральный директор компании EMTG-организатора Международной специализированной выставки VendExpo 2015 Екатерина Сойак.
По оценкам вендинговой компании "Уникум", 80% рынка - это традиционный вендинг: кофе, чай, снеки и прохладительные напитки. Такая же ситуация и в аэропортах. Однако специалисты компании считают, что именно в аэропортах есть возможность представить новые направления: от аппаратов по продаже sim-карт и флешек до средств гигиены и футболок. Востребованы также сувениры и подарки.
За расширение ассортимента ратуют и в столичном "Домодедово", где по состоянию на 1 марта 2015 года насчитывается 80 вендинговых аппаратов, включая 11 автоматов по продаже билетов "Аэроэкспресс". Сейчас это в основном автоматы по продаже еды и напитков. Из нестандартных решений - аппараты по продаже аксессуаров для смартфонов. Расширять этот бизнес планируется за счет новых товаров. "Рассматривается возможность установки таких вендинговых автоматов, как цветомат (цветы в букетах), продажа сувенирных монет, продажа продукции Lego, книжный вендинг, зонтоматы, тканевые многоразовые чехлы (для чемоданов), вендинг-аптека, линзомат: автомат для продажи линз", - рассказывают в аэропорту.
Перспективы развития в расширении ассортимента видят и специалисты региональных аэропортов. Например, представители холдинга "Аэропорты регионов" посчитали, что общее количество аппаратов в "Кольцово", "Стригино", "Курумоче" и аэропорте Ростова-на-Дону порядка 70 штук. Во всех аэропортах холдинга "Аэропорты Регионов" стоят аппараты с напитками и снеками, а также кофейные аппараты, а в екатеринбургском "Кольцово" в автомате можно купить даже контактные линзы. "Направление вендинга перспективное во всем мире. В случае с холдингом - безусловно, можно и нужно расширять ассортимент в аэропортах. Как только партнеры УК "Аэропорты Регионов" будут готовы реализовать эти сервисы - мы их обязательно внедрим", - обещает руководство компании.
Интерес к такому бизнесу проявляют в красноярском "Емельяново". Сегодня в терминалах аэропорта установлены кофейные и снековые автоматы, а также автоматы для приема платежей и сувенирный автомат, всего 23 единицы. "При введении в эксплуатацию нового терминала планируется расширение видов вендинговых автоматов, а также их количества, с учетом большей площади нового терминала", - говорят представители предприятия, отмечая необходимость расширения предлагаемого пассажирам ассортимента, за счет, например, автоматов по продаже электроники, сувениров, товаров в дорогу.
Увеличивать количество вендинговых автоматов планируют и в омском аэропорту. Сегодня там установлено 11 таких машин, включая автоматы по продаже детских игрушек и жевательной резинки. В 2015 году их число должно быть увеличено до 13 штук.
А в Санкт-Петербургском "Пулково", например, считают, что уже достигли насыщения нового терминала средствами автоматизированной торговли. Сейчас там установлено 40 вендинговых машин, включая автоматы по продаже сувенирных монет. При этом расширять данный сегмент в аэропорту руководство уже не планирует, считая существующий объем достаточным. "Данный вид бизнеса более актуален для небольших аэропортов со сравнительно небольшим пассажиропотоком. Так как вендинговый бизнес, во-первых, имеет высокую маржинальность и способен "выживать" в условиях небольшого трафика, а во-вторых, его технические требования и потребность в площади невысоки", - объясняют в аэропорту. Традиционная наценка в вендинге составляет от 30 до 50% на снеки и 200-250% на чай и кофе, подсчитали профессионалы вендингового бизнеса.
Тернистый путь на рынок
Несмотря на востребованность вендингового бизнеса, его операторам непросто проникнуть в терминалы. Аэропорты отбирают партнеров, проводя тендеры, подтвердили все опрошенные игроки рынка. "Холдинг формирует и публикует пакет тендерной документации, приглашает потенциальных партнеров. После получения предложений выбирается лучший партнер и с ним заключается договор", - объяснили в "Аэропортах Регионов". "Условия работы и объемы получаемого аэропортом дохода от данного вида деятельности регулируются концессионными соглашениями с арендаторами, заключенными после проведения процедуры отбора через официальный сайт", - рассказали в "Емельяново".
В московском "Домодедово" действует многоступенчатая прозрачная система отбора компаний-партнеров. "Сначала проводится проверка соответствия потенциального арендатора требованиям, которые предъявляет аэропорт - наличие соответствующего опыта работы на рынке и принадлежность к крупнейшим сетевым компаниям. Коммерческие условия определяются на электронной торговой площадке", - поясняют в аэропорту.
Такая система отбора затрудняет путь на рынок, отмечает руководитель отдела маркетинга компании "Уникум" Дмитрий Ветров. По его словам, именно по этой причине в аэропорт могут проникнуть только крупные игроки. "Случаев, когда малый бизнес ставит свои аппараты в аэропорты, не зафиксировано. К тому же, требования к аппаратам в данном случае высокие: они должны быть новыми, большое внимание уделяется внешнему виду (во всех аэропортах есть специальные люди, которые за этим следят)", - говорит специалист. Его коллеги подсчитали, что 90% вендинговых автоматов, работающих в российских аэропортах, устанавливают две компании из числа крупнейших игроков рынка.
Вторая проблема, по словам специалистов, состоит в высокой арендной плате. Д.Ветров говорит, что в "Домодедово" стоимость аренды одного квадратного метра может достигать 1500 евро, хотя адекватной в вендинге считается 5 тысяч рублей. С такой точкой зрения соглашается генеральный директор "Сиба Вендинг" Андрей Загороднев: "Да, аренда в аэропортах превышает среднюю по рынку в 5-6, а то и в 10 раз. Причем в последнее время затраты эти не окупаются. В целом, рентабельность низкая, потому что вендинговые автоматы встают в аэропорты через тендеры, в ходе которых операторы снижают цены до такого низкого уровня, что потом еле-еле сводят концы с концами", - сказал он, отвечая на вопросы агентства "АвиаПорт".
Кроме того, ситуацию усугубляет валютная нестабильность - так как все составляющие бизнеса: ингредиенты, и оборудование в основном импортные, в силу чего себестоимость работ выросла с 25% до 40-50%, а если еще учесть расходы на амортизацию оборудования, то и еще сильнее. Однако рынок не перестанет развиваться. Будущее его, в том числе в аэропортах, - в установке высокотехнологичного оборудования, которое может принимать безналичную оплату (карты, оплату с телефона, с веб-приложений), имеющее мультиязычные интерфейсы и сенсорные экраны, говорят эксперты отрасли.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.