19 Апреля 2013, 08:56
2356

В Москве обсудили прошлое и будущее банковской автоматизации

Сегодня, в условиях высокой конкуренции, банки стремятся минимизировать операционные и другие расходы, что позволяет повысить оптимизацию издержек, сократить ручной труд, расширяя возможности использования банковского оборудования для самообслуживания клиентов.

18 апреля 2013 года информационное агентство РБК провело в Москве конференцию «Банковское оборудование 2013», на которой был поднят вопрос безопасности оборудования и его «напичканности» новыми технологиями.

Небольшой экскурс в историю вопроса предоставил Юрий Белов, журналист-аналитик CNews. Он начал с истории создания «железного клерка», который появился в Лондоне в 1960 году. Причиной возникновения банкоматов стала экономия на зарплате живых сотрудников. На сегодняшний день рост количества банкоматов в мире прекратился. В США, например, этот спад связан с предпочтениями людей в пользу online-платежей. Победное шествие банкоматов по России обусловлено недонасыщенностью и царством наличных. По данным Центробанка, на 2012 год число банкоматов в России достигло 184 тыс. единиц. В 2008 году эта цифра составила всего 54 тыс. устройств.

По подсчетам экспертов «РБК Рейтинг» лидирует по количеству банкоматов Сбербанк (34,5 тыс.), сеть ВТБ24 насчитывает более 5,7 тыс. устройств, и замыкает тройку лидеров Мастер-Банк с показателем 3,1 тыс. устройств. Денежная география АТМ также неоднородна, регионы по-прежнему неравномерно обеспечены банкоматами. Больше всего АТМ установлено в Москве и Московской области (почти 42 тыс.), далее следует Петербург (8,6 тыс.) и Краснодарский край (около 7 тыс.). Аутсайдерами являются Магаданская, Сахалинская области и Алтай. Это объясняется тем, что в столице уровень дохода выше, а значит и покупательная способность, в том числе и через платежные терминалы, крайне высока. Кроме того в основном россияне предпочитают «кэш» безналичным расчетам. Также банки в основном представлены только в крупных региональных центрах и городах, отсюда слабый уровень «пластификации» региона, плюс стоимость покупки и обслуживания АТМ достаточно весомая, а окупаемость варьируется от 1 года до 5 лет. Поэтому к развитию сети АТМ банки подходят осторожно. Современное банковское оборудование оснащено сенсорными панелями, в том числе с использованием Азбуки Брайля, для людей с ограниченными возможностями, и даже биометрическими устройствами. Последнее в списке вопросов, но не по значению – это безопасность клиента, данных, а также угроза имуществу банка.

Георгий Коняев, генеральный директор Network Systems Group, продолжил тему банкоматов. Он подтвердил, что по статистике сегодня более 100 банков имеют собственные банкоматы. За 15 лет суммарное количество, поставленного компанией оборудования оценивается в 25–30 тыс. единиц. С 2003 года компания является поставщиком оборудования Сбербанка, и также активно участвует в тендерах ВТБ24. Через компанию уже прошло 3 поколения аппаратуры и ПО. Компетенция компании и качество оборудования распространения и на индийскую самолетную систему «Авакс». Всем клиентам представляется безопасный доступ и постоянные обновления. Активное развитие сотовой связи привело к беспроводному подключению банкоматов, что дает возможность бесперебойных соединений. Он продемонстрировал телекоммуникационное оборудование NSG для подключения банкоматов, в том числе маршрутизаторы. Георгий Коняев особенно отметил, что все разрабатывается и производится в России.

Тенденции и перспективы эквайринга сегодня и завтра осветил Михаил Рогов, директор департамента продаж компании «Инпас». Он заметил, что интересы компании распространяются не только на Россию, но и на страны СНГ, например, Казахстан. С 1995 года компания представляет системные решения VeriFone, предназначенные для обработки широкого спектра платежных транзакций, таких, как прием дебетовых карт, требующих ввода ПИН-кода, работы с кредитными картами, бесконтактными картами, микропроцессорными картами, предоплаченными подарочными картами-сертификатами, проведения безналичной оплаты услуг, проведения электронной авторизации и многого другого. Системные решения VeriFone превосходят требования настоящего времени и предоставляют надежную основу для развития в будущем. Сегодня уже внедрены проекты бесконтактных карт, например, в сети Старбакс и KFS. На первый план всегда выходят вопросы безопасности, особенно при безналичных расчетах в кафе и ресторанах, и именно там необходимо использование небольших мобильных устройств, сфера применения которых распространяется на торговлю, такси и прочие услуги. Инновации в современном ПО предполагают мультивендорность, мониторинг сети, использование в том числе «облачных технологий». Мир меняется очень быстро и поэтому клиентам важны, прежде всего, скорость и безопасность.

Денис Гасилин, руководитель отдела маркетинга компании SafenSoft, поделился с присутствующими размышлениями на тему эволюции банкомата, как объекта атаки и провел SWOT-анализ. Фазы развития банкоматов вчера, сегодня и завтра. Еще вчера банкомат был машиной для хранения и выдачи денег. Сегодня он используется как платежный терминал. Завтра будет являться диалоговым окном для участников цепочки. Банкоматы стали более хитро защищены, чтобы у злоумышленников было меньше зацепок, как обойти защиту. В первом случае существуют угрозы из внешнего мира, в том числе ИТ-атаки. Во втором случае положительные моменты в размещении видеокамер, антивируса, высокий уровень физической защиты АТМ, защита от известных угроз, в том числе инсайдеры из числа сотрудников. Слабые стороны - таргетированные атаки, угрозы «нулевого дня», рост требований регуляторов и прочее. В третьем случае необходимо внедрение «купольной системы защиты», а из слабых сторон можно выделить трансграничность преступлений и их высокотехнологичность. Не надо изобретать много «лекарств», достаточно единого централизованного подхода на аппаратном и программном уровнях, а также транснациональная консолидация.

Директор департамента МПО «Классика» Александр Садыков рассказал о внедрении оборудования «тонкий клиент», в том числе и в банковский сектор. Это оборудование позволяет оптимизировать расходы на ИТ и телекоммуникационную инфраструктуру. «Облачные технологи» ЦОДы помогают, как в конструкторе лего, легко наращивать мощности. Одним из преимуществ оборудования является возможность одновременной работы «тонкого клиента» в основных средах виртуализации. Также, он позволяет сократить затраты электроэнергии в 10 раз. У этого оборудования есть свои идеологические сторонники, но есть и активные противники.

Михаил Вирич, директор «Номинал инжиниринг», презентовал материалы по развитию систем автоматизированного приема купюр и инкассации, а также показал практические аспекты использования купюроприемников и их сертификацию, позволяющую защитить клиентов. В соответствии с указаниями ЦБ купюра должна проходить обязательные 4 из 6 определенных машиночитаемых признаков. Что касается безопасной инкассации торговых точек, в мире многие банки передают эту функцию на аутсорсинг. Но есть еще возможность задействования АТМ, это своего рода сейф, в который помещается выручка, а данные напрямую поступают в банк. Исходя из наполняемости, данные по передвижению инкассаторов сложнее отследить. Упаковка купюр производится либо в кассеты, либо в одноразовые самозакрывающиеся полиэтиленовые мешки с индивидуальными штрихкодами.

Директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина поделилась опытом внедрения «личного кабинета» на банкоматах и перспективами персонального дистанционного обслуживания. Она подчеркнула, что большое внимание в банках уделяется клиентоориентированности, персонифицированном обслуживании через каналы самообслуживания. Банкомат используется при этом для обратной связи. Интеграция с CRM системой для формирования единого предложения для разных дистанционных каналов, исключения дублирования предложений и управление их очередностью. Для банка открывается возможность интерактивного общения и встраивания в программу маркетинговых предложений. Конечно, этот процесс сложен и дорогостоящий, но повышается лояльность клиентов, и появляется возможность использование канала для кросс-продаж. Безопасность использования протестирована и подтверждена.

Начальник департамента ИТ Росэнергобанка Леонид Белышков представил вниманию обзор новых направлений развития банковского оборудования для обслуживания клиентов. Деятельность направлена на снижение издержек, проводимых операций, представление предложений, безопасность. На сегодня можно выделить следующее технологичное оборудование: устройство мгновенного выпуска персонализированных карт без участия оператора; электронные кассиры; картоматы в точках большой проходимости клиентов; платежные терминалы и банкоматы; возможно использование Google Glass. Взаимодействие Glass с пользователем осуществляется через голосовые команды. Всегда нужно быть в тренде, отслеживать новинки рынка и внедрять лучшие проекты.

В заключение Максим Волков, руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка, продемонстрировал возможности использования терминалов, которые в свою очередь делятся на терминалы общего доступа, терминалы категории клиента, терминалы в офисе банка. Также обозначил ограничения технологий, в том числе ограниченный интерфейс, идентификация пользователя и прочее. Выделил риски, такие как: физическая работоспособность, информационная безопасность, обнаружение противоправных действий. В перспективе создание единого спектра услуг, обмен между пользователем и системой, однако «живое общение не канет в лету» а останется востребованной функцией.

Ведя модные в последние несколько лет разговоры «о банках будущего», специалисты часто забывают, что они могут быть частью только «государства будущего» и, похоже, глобальная информатизация граждан, электронные паспорта с кучей «пристегнутых» приложений, универсальные карты, безналичный расчет и бесконтактные платежи неминуемо приведут российское общество в этот «дивный новый мир».


Источник:bankir.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса