Традиционное банковское обслуживание — с кассой и операционисткой — уходит в прошлое, его заменяют терминалы. Но массовое наступление «банковских автоматов» пока сдерживает отсутствие законного аналога подписи клиента.
В марте в Нижнем Новгороде начала работу микрофинансовая организация по системе «Е-деньги». Ее появление прошло бы незамеченным, если бы не одна особенность — МФО будет присутствовать в городе исключительно в виде терминалов самообслуживания, пишет birzha.ru.
Машины заменяют персонал
Как поясняет генеральный директор компании RC Group (Москва, занимается внедрением системы «Е-деньги») Владислав Лапин, автоматизированный формат работы выгоден. По его словам, чтобы открыть банковский офис, нужно потратить около 500 тыс. руб. на ремонт и оборудование рабочих мест, после — ежемесячные расходы на аренду площадей, зарплату сотрудникам и т. д. Терминал же стоит ориентировочно $10 тыс., и где-то в 8–10 тыс. руб. обойдется аренда места в торговых центрах. В центре обработки информации трудятся всего несколько человек, они выполняют функции, которые пока не может взять на себя машина — например, сравнение изображений со скана паспорта и фото, сделанного непосредственно перед терминалом.
При этом, отмечают специалисты компании, дополнительных рисков при применении удаленной системы обслуживания не возникает. На данный момент просрочка — около 30%, что соответствует среднему уровню по рынку МФО. Как отмечает генеральный директор IMC (компания-разработчик программного обеспечения для системы «Е-деньги») Ильяс Валиуллин, система оценки клиента постоянно совершенствуется, так что риски постепенно снижаются. Так, испытания проходили на территории Казани с декабря 2010 года по май 2012 года. За это время было выдано 3 тыс. займов, общий объем невозвратов составил 15% от выданных сумм. После первичной работы службы безопасности доля «плохих» кредитов уменьшилась до 10%, а после вторичной — до 5–7%.
Надо отметить, что на данный момент система «Е-деньги» единственная довела «эволюцию терминалов» до конца. В той или иной степени к дистанционным каналам обслуживания идут все банки. Так, если на заре своей работы банкомат только выдавал деньги, то теперь доступны и другие функции. Например, можно внести платеж по кредиту, в том числе и не по «карточному». Некоторые банки («Приват-банк», «Возрождение» и т. д.) практикуют открытие вкладов через терминал для держателей карт банка. Также в некоторых банках есть услуга по инкассации выручки для небольших предприятий.
Самым заметным «автоматизированным» банком на данный момент стал Сбербанк, в массовом порядке оборудовавший офисы терминалами самообслуживания. Конечно, в данном случае вряд ли стоит говорить об экономии — как в свое время признавался в одном из интервью начальник отдела управления филиальной сетью Волго-Вятского банка Сбербанка России Максим Алов, на переформатирование офисов «денег не жалеют». И зона самообслуживания была сделана скорее для того, чтобы решить проблему очередей.
От шоколада до кредита
Перевод значительной части операций в «терминальный» режим — общемировой тренд, который сложился достаточно давно. «Банкомат для того и создавался, чтобы сократить издержки на сотрудников и снизить себестоимость операций, а также чтобы услугу можно было предоставлять круглосуточно, при этом не держать всю ночь открытым отделение, — поясняет начальник управления по сопровождению бизнес-процессов розничного бизнеса Альфа-Банка Максим Дарешин. — В этом плане ничего не изменилось. Технологии сейчас достигли такого уровня, что многие операции можно перевести в автоматический режим. Это очень выгодно для организации. Квалифицированный сотрудник, его рабочее место, обучение, заменяемость во время отпуска или болезни и прочее — все это для любой компании обходится значительно дороже, чем «железо» с учетом его обслуживания. Поэтому сейчас активно развиваются не только банкоматы и терминалы, обеспечивающие финансовые услуги, но и вендинговый бизнес — автоматы, в которых продаются шоколадки и другие товары. Это все делается для того, чтобы создать больше точек продаж по минимальной стоимости».
Эксперт прогнозирует дальнейшее развитие направления автоматизации. По словам Максима Дарешина, «пределов нет», особенно сейчас, когда существуют надежные каналы связи, по которым можно мгновенно передавать большой объем информации, вплоть до видео. Серьезное ограничение, которое на данный момент существует, — большинство сервисов доступно только уже существующим клиентам банков. Это связано с требованиями регулятора — для принятия платежных поручений, открытия кредита и множества других операций требуется авторизация, а значит, ранее должен быть подписан договор, и подпись клиента в нем требуется «живая». Только после этого часть операций можно подтверждать, например, ПИН-кодом по выпущенной карте. На Западе существует технология электронно-графической подписи (когда клиент расписывается на сенсорном экране), которая имеет законную юридическую силу.
После того, как в России появится подобный инструмент, финансовые организации — в том числе и банки — будут все больше и больше переводить операции в автоматический режим. Еще одной функцией, которую сложно трансформировать в «банкоматный» режим, являются консультации. «Одно дело — открыть уже выбранный заранее вклад, другое — подобрать ту программу, которая тебе подходит, — поясняет Максим Дарешин. — Здесь не обойтись без беседы со специалистом. По мере улучшения каналов связи можно будет получить консультацию в онлайн-режиме по видеосвязи, но в этом случае будут ужесточены требования к размещению терминала, потому что банк должен будет обеспечить клиенту приватность. Такой терминал посреди зала на вокзале не поставишь».
Хотя даже на данный момент существуют решения проблемы «легальной» электронной подписи. Например, в системе «Е-деньги» распечатывается бланк, на котором клиент ставит подпись и снова вносит его в терминал. То есть фактически получается такой мини-аналог договора.
Наличность не отступает
Но терминалы и банкоматы в том виде, в котором они сейчас существуют, очень сильно привязаны к наличным. Конечно, почти во всех банкоматах есть операции «с карты на карту», но для этого удобнее электронный банкинг. Его объемы, кстати, растут впечатляющими темпами. Так, по оценкам UCS (ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек»), рынок интернет-эквайринга только в 2012 году увеличился на 40%.
Причем структуры (государственные и банковские) со всем возможным упорством стремятся загнать людей в электронные расчеты. Этому способствует и ограничение максимального размера сделок наличными (предложение Минфина в конце прошлого года — до 300 тыс. руб. к 2015 году). Аргумент — степень проникновения банковских услуг и безналичных платежей среди населения России довольно низкая. Доля наличных денег в стране составляет 25% от общей массы. Для сравнения: в развивающихся странах — около 15%, а в развитых — всего 7–10%.
И на этом поприще есть определенные успехи. Так, директор департамента регулирования расчетов Банка России Роман Прохоров отметил на конференции по универсальной электронной карте в конце марта, что в прошлом году доля безналичных операций составила 52%, а доля снятия наличных — 48%. Прохоров объяснил данную динамику ростом эквайринговой сети банков, а также разработкой программ лояльности кредитных организаций для своих клиентов, которые стимулируют совершение безналичных транзакций по картам. По оценкам
ЦБ РФ, эквайринговая сеть ежегодно растет на 10–15%.
Количество карт, эмитированных российскими банками, составило
на 1 января 2013 года 240 млн штук, при этом доля активных карт достигла 75%, что на 10 п.п. больше аналогичного показателя годом ранее, сообщил представитель ЦБ РФ. По его словам, объем операций с использованием карт в 2012 году составил 24 трлн руб., розничная инфраструктура — более миллиона устройств, а также 904 тыс. банкоматов и POS-терминалов. Как отметил Прохоров, 80% операций, совершенных на территории РФ с банковскими картами, проведены платежными системами, зарегистрированными в едином реестре ЦБ РФ.
Правда, пока привязка к наличности сохраняется. Взять хотя бы тот факт, что, согласно данным РБК, количество собственных платежных терминалов банков растет (увеличение за прошедший год только у Сбербанка — 7,8 тыс. штук по России). Одновременно увеличивается и количество банкоматов с функцией приема наличных.
Это видно и по небанковскому рынку терминалов — например, оборот системы «КиберПлат» (мгновенные переводы) постоянно растет. Хотя ради справедливости стоит заметить, что темпы роста оборота компании в последнее время падают: если в течение ряда лет наблюдался рост в 25%, то по итогам 2011 года — только 20%. Возможно, здесь сработал эффект базы. Так, в компании утверждают, что сейчас насчитывается порядка 760 тыс. точек.
БПТ набирает обороты
В 2012 году оборот рынка банковских платежных терминалов (БПТ) в России составил 153 млрд руб., увеличившись на 19% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. К 2017 года оборот рынка увеличится до 250 млрд руб. В прошлом году в стране насчитывалось 54,7 тыс. БПТ, из которых 25% находятся в Москве, 6% — в Санкт-Петербурге и 69% — в других регионах. К 2017 году количество БПТ превысит 70 тыс., при этом доля двух столиц практически не изменится. Между тем, количество транзакций на рынке БПТ в 2012 году составило 1,4 млрд, что на 8% больше аналогичного показателя в 2011 году. По прогнозам, до 2017 года (включительно) количество транзакций останется приблизительно на этом же уровне.
Средняя комиссия на рынке БПТ за период с 2008 по 2012 годы достигла максимума в 5,2% в 2010 году. В прошлом году она составила 5,1%. К 2017 году размер средней комиссии уменьшится до 4,9%. Снижение комиссии на рынке БПТ в первую очередь связано с конкуренцией с небанковскими платежными терминалами.
birzha.ru
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.