Процесс объединения сетей устройств самообслуживания, который банки начали еще в конце 2008 года, перешел на новый уровень. Если ранее в объединенных банкоматных сетях можно было только снимать наличные, то в ближайшее время появится возможность и их внесения. Хотя такой функционал сложно организовать, полноценное объединение сетей дистанционного обслуживания дает банкам возможность сэкономить на создании собственной инфраструктуры.
О том, что Альфа-банк и Московский кредитный банк (МКБ) намерены объединить сети устройств самообслуживания (банкоматы и терминалы) не только на выдачу, но и на прием наличных, рассказали "Ъ" источники на банковском рынке. В банках эту информацию подтвердили. Сеть Альфа-банка насчитывает 2,8 тыс. банкоматов, из них 1,7 тыс. с функцией приема наличных; сеть МКБ — 700 банкоматов (около 50 с приемом наличных) и 4 тыс. терминалов (не имеют функции выдачи, но могут принимать наличные), пишет kommersant.ru.
Несмотря на то что процесс объединения банкоматных сетей идет уже несколько лет, до сих пор в объединенных сетях была доступна лишь выдача наличных по домашних тарифам. Впервые о создании объединенной банкоматной сети заявили осенью 2008 года Росбанк и Юниаструм-банк; в 2010 году — Сбербанк и "Уралсиб", ОТП-банк и ВТБ 24; в 2010-2011 годах объединили банкоматные сети банки группы ВТБ — ВТБ 24, ТКБ и Банк Москвы. Альфа-банк также является одним из активных участников этого процесса, на текущий момент у него подписаны соглашения об объединении сетей с пятью банками (Росбанк, Промсвязьбанк, МДМ-банк, Мастер-банк, УБРиР), их совокупная сеть насчитывает около 11 тыс. банкоматов, однако она работает лишь на выдачу наличных. По словам руководителя блока розничного бизнеса Альфа-банка Алексея Коровина, объединение сетей на выдачу наличных оказалось эффективным — сейчас 15-20% таких операций осуществляется в партнерской сети, в то время как ранее, до объединения сетей, таких операций было 1-2%",— говорит он.
По словам опрошенных "Ъ" банкиров, объединение сети на прием наличных намного более трудный технологический процесс. "Для объединения сети на прием наличных необходимо создание межхостингового соединения, чтобы банкомат банка А мог идентифицировать клиента с картой банка Б в его собственной системе,— говорит зампред правления банка "Траст" Сергей Ларченко.— Такой способ требует определенных затрат, однако позволяет сэкономить на комиссии платежным системам (3-5 руб. за одну операцию вне своей сети.— "Ъ")". По словам вице-президента, начальника управления сети самообслуживания ВТБ 24 Алексея Дегтярева, оценить затраты на создание такого соединения довольно сложно, поскольку они складываются из стоимости доработки процессинга, операционной поддержки и затрат на претензионные расследования. "Цифра будет меняться в зависимости от масштабов бизнеса банка",— говорит он. Впрочем, по словам Алексея Коровина, в Альфа-банке и МКБ не стали строить столь сложную систему, решив не исключать из процесса платежные системы.
Вне зависимости от того, каким способом строить объединенные банкоматные сети, банкиры считают, что потребность реализации приема наличных в них действительно уже назрела. "Сейчас мы думаем о том, что реализовать возможность приема наличных в объединенной сети устройств самообслуживания группы ВТБ,— говорит Алексей Дегтярев,— это вполне логичный шаг". Число банковских устройств самообслуживания растет, а их функционал расширяется, и странно было бы не использовать его в объединенных сетях, отмечают участники рынка. По данным ЦБ на начало 2009 года, когда банки только начали объединять сети, в России насчитывалось 80 тыс. банкоматов и терминалов, из них лишь 18,3 тыс. (23%) имели функцию приема наличных, к 1 января 2013 года — 220,8 тыс., с функцией приема наличных — 129,7 тыс. (59%).
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.