На минувшей неделе одна из крупнейших в России электронных платежных систем «Яндекс.Деньги» и Сбербанк «поженились». Сбербанк выкупил у Яндекса почти 75% платежного сервиса за 60 миллионов долларов. Генеральный директор «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Дмитрию Филонову, как этот союз повлияет на рынок электронных платежей, что будет после «свадьбы» и почему Сбербанк в итоге оказался в финале.
— Получился такой своеобразный союз крупнейших. Остальные могут закрывать свои лавочки и продавать бизнес?
— Планы у нас очень амбициозные, но я не думаю, что мы станем монополистами. В России рынок электронных платежей хорошо развит и не похож на рынки других стран, где, как правило, есть только один крупный игрок. У нас же помимо «Яндекс.Денег» работают WebMoney и Qiwi. И у всех трех — разные модели работы. Пока никто не нашел универсального решения. Именно поэтому я не верю в монополизм. Услуга настолько разнообразна, что ты не можешь заниматься всем одновременно.
— А как получилось, что Сбербанк пришел на этот рынок?
— Мы начали искать партнера прошлым летом. У нас была очередная сессия стратегического планирования, и мы поняли, что выйти на больший порядок аудиторного охвата, чем есть сейчас, не получится. Существовало несколько возможных партнеров, с которыми мы могли выйти на другой порядок пользователей. Одним из вариантов был большой банк с большой инфраструктурой.
При этом Сбербанк стал единственным банком, с кем мы продолжили разговор после первой фазы переговоров. Даже самые продвинутые банки ограниченно видели спектр того, что мы можем предложить рынку и клиентам. Мы также вели переговоры с другими компаниями — не банками, которые понимают нашу специфику и соответственно наши возможности и перспективы.
— При этом были более высокие оценки, чем у Сбербанка.
— Был огромный разрыв между оценками стратегов и оценками финансовых инвесторов, которых интересует только то, за какую сумму они смогут перепродать бизнес в дальнейшем. В этом смысле оценки отличались в разы.
Стратег же смотрит совместные планы и строит оценку доходов компании в перспективе. Поэтому все стратеги, не только Сбербанк, предлагали заметно меньшие деньги. Понятно, что ниже какой-то суммы было бы обидно разговаривать.
— Сумма в 60 миллионов близка к нижней отметке?
— Я не могу это комментировать.
— А что мешает Сбербанку повести себя как финансовый инвестор и продать «Яндекс.Деньги», если что-то пойдет не так?
— Изначально обсуждалось партнерство, которое было бы невозможно расторгнуть. Но потом стало понятно, что это чересчур все-таки разные ситуации могут быть. Сейчас в документах о совместном предприятии все механизмы прописаны таким образом, что нам со Сбербанком проще было договориться в случае разногласий, чем Сбербанку продать свою долю в «Яндекс.Деньгах».
— Дополнительные инвестиции планируются со стороны Сбербанка, или 60 миллионов дали и на этом закончили?
— 60 миллионов это не инвестиции, это калым за невесту. Это родителю, а не нам. «Яндекс.Деньги» — прибыльная компания и, насколько я помню, пятилетний стратегический план, который согласован со Сбербанком, дополнительных вливаний не требует. Мы странные ребята, мы деньгами не берем. «Яндекс» дает маркетинговые возможности, Сбербанк — инфраструктуру.
— Зачем нужно было продавать часть «Яндекс.Денег» Сбербанку? Почему нельзя было в рамках партнерства предоставить свои технологии в обмен на пользователей?
— На самом деле это не про технологии и не про аудиторию. Нам не аудитория Сбербанка на самом деле нужна, хотя она не повредит. Мы знаем, как общаться с массовой аудиторией в интернете. Но у нас нет никакого представления о том, как работать с этими людьми в офлайновой жизни. То же самое, только наоборот, и у Сбербанка. Мы не можем всему этому научиться одновременно и быстро. Нужно сфокусироваться на чем-то одном, это эффективней. Мы получаем ресурсы и экспертизу, которых у нас самих просто нет. Мы можем сами все понять, но это годы накопления опыта.
— Соответственно, без передачи почти 75% этого не могло быть?
— А кто вас пустит внутрь и будет рассказывать, как все устроено? Да, вы можете сделать какой-то партнерский продукт, и оба получать бонусы. Но если вы хотите иметь совместную стратегию, то здесь не обойдется без вхождения в капитал компании. Здесь надо «пожениться» и вместе делать продукты. Должны быть совместные интересы.
— После «женитьбы» с другими банками продолжите работать, или Сбербанка теперь вам более чем достаточно?
— Продолжим. Банковская система, как дорожная сеть. Нет никакого смысла строить отдельную дорогу и ни с кем не соединяться. Ни один банк не работает сам по себе. Клиент может сделать платеж из одного банка в другой. Мы будем работать со всеми, с кем только сможем.
— Сбербанк при этом будет влиять на политику «Яндекс.Денег» или все сами?
— И то, и другое. Мы самостоятельная компания с собственными планами. Стратегию, которую мы писали с коллегами из Сбербанка, в основном разрабатывали наши ребята, которые знают нашу аудиторию, наш бизнес. Сбербанк нас для этого и покупает. Они рассчитывают, что мы будем бегать также быстро или может быть еще быстрее.
— Может случиться так, что Сбербанк через какое-то время переведет вас под свой бренд?
— Сомневаюсь, что Сбербанк захочет перемещать «Яндекс.Деньги» под свой бренд. Не потому что он чем-то плох. Наоборот, для той аудитории, на которую мы нацелены, он прекрасен. Дело в другом. У Сбербанка есть большой бренд, и для любых изменений надо продумать все возможные последствия. А в нашей ситуации банк покупает маленькую компанию на динамичном рынке, где все привыкли к быстрым изменениям. И не рискуя большим брендом, банк может участвовать во всех сегодняшних молниеносных изменениях.
— Получается, что «Яндекс.Деньги» это своеобразная экспериментальная площадка для Сбербанка?
— Да. Но это мой ответ, вы можете уточнить позицию в Сбербанке.
— У Сбербанка есть же свой «Сбербанк-Онлайн». Вы будете работать параллельно или объединитесь?
— Параллельно, потому что это разные сервисы. Между ними будут продуктовые провязки для удобства наших пользователей и для пользователей Сбербанка.
Интернет-банкинг ? это возможность управления вашим банковским хозяйством, это интерфейс к вашим коммуникациям с банком, счетам, карточкам, кредитам. «Яндекс.Деньги» — совершенно другая история. Мы решаем вполне конкретные платежные задачи — вы хотите за что-то заплатить, что-то купить. Какой у вас банк, какие у вас кредиты — нас это совершенно не интересует, мы просто должны провести платеж — мгновенно и удобным вам способом.
— Сотрудники «Яндекс.Денег» будут работать над продуктами Сбербанка?
— Наша компания работает отдельно. У нас будут продукты внутри «Яндекс.Денег», которые мы готовим в рамках совместной стратегии. Планируются дополнительные разработки в том же «Сбербанк-Онлайн» для нашей совместной работы. Соответственно, каждая команда будет делать свою часть.
— Такое ощущение, что у «Яндекс.Денег» совместная история с большим «Яндексом» как-то не сложилась?
— Наша история с «Яндексом» прекрасно сложилась. Но мы всегда жили немного отдельно. И как раз это стало, как мне кажется, залогом успеха. Бизнес-модель «Яндекса» заключается в том, что он берет деньги с рекламодателей, для пользователей все бесплатно. Мы же напрямую работаем с платежами. При этом все платные сервисы «Яндекса» принимают «Яндекс.Деньги». Но фишка в том, что «Яндекс» очень мало что предлагает за деньги.
Другое дело, в последнее время появились очень интересные перспективы. Платная подписка на мобильное приложение в «Яндекс.Музыке» ? это первая ласточка. Тема цифрового контента, которая в мире активно развивается последние несколько лет, в России и близко не подошла к такому уровню развития. Это очень хорошая ниша.
— Вы хотите сказать, что «Яндекс» займется продажей фильмов и книг?
— Я ничего по этому поводу сказать не могу, потому что не отвечаю за стратегию «Яндекса». Но, теоретически рассуждая, я понимаю, что было бы логично попробовать что-нибудь сделать в этой области.
— Помимо перспектив с «Яндексом», куда еще будут двигаться «Яндекс.Деньги» после сделки со Сбербанком?
— В нашей продуктовой стратегии, которая легла в основу совместного бизнес-плана, есть четыре крупных направления. Во-первых, мы хотим выпустить на рынок универсальное платежное решение для средних и мелких контрагентов. Смысл в том, чтобы десятки тысяч мерчантов и сервисов в интернете могли принимать платежи.
Вторая часть — это регулярные платежи (ЖКХ, налоги, интернет — ред.). Периодически появляются сервисы, готовые решить эту проблему с регулярными платежами, теперь мы хотим сделать наш подход к снаряду. И поскольку мы теперь со Сбербанком, то у нас есть неплохие шансы эту тему закрыть.
Третье — это переводы между людьми. Это просто хит последних сезонов. Люди все больше начинают платить друг другу безналичным способом. У многих из нас как-то щелкнуло в голове, что переводы с кошелька на кошелек сильно упрощают жизнь. Для популяризации этого кейса необходимо построить две вещи: первое — удобный интерфейс, второе — очень простые каналы ввода и вывода средств. Мы рассчитываем на то, что вместе со Сбербанком сможем в этом направлении предложить инновационные вещи.
И наконец, последняя четвертая тема — это наши международные планы. Мы пока находимся в подготовительной фазе, но внутри себя мы считаем это направление довольно существенным. Шаги в этом направлении вы увидите уже в следующем году.
ПРАЙМ
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.