Вопросы необходимости автоматизации различных бизнес-процессов на сегодняшний день имеют особую актуальность. В современной реальности составлять достойную конкуренцию могут только компании, которые используют передовые информационные технологии. Не в меньшей степени это относится и к предприятиям транспортного комплекса.
Требования к автоматизации бизнес-процессов транспортного предприятия базируются на ряде задач, решение которых невозможно без системного подхода. В первую очередь необходимо отметить высокую ресурсоёмкость подобных предприятий, в работе которых, зачастую, задействовано немалое количество сотрудников, необходимость чётко соблюдать график перевозок и зависимость от этого финансовых показателей, а также общую сложность управления и контроля над процессом. Кроме того, транспортный бизнес в современном мире — это почти всегда между- народный бизнес.
В ряде исследований международного транспортного рынка отмечается тренд к повышению конкуренции, что, безусловно, приводит к увеличению давления на цены, поэтому международные игроки, приходя на внутренний рынок, вынуждены играть с ценой, а также задействовать дополнительные ресурсы повышения эффективности, в числе которых — внедрение современных автоматизированных систем управления. Это позволяет существенно снижать производственные издержки, экономить время проведения логистических операций, повышать производительность труда и эффективность работы.
Бизнес транспортных компаний весьма разнороден, поэтому автоматизация каждой из отраслей имеет свою специфику. Например, в части организации бухгалтерского, складского учёта, а также материально-технического снабжения транспортные компании решают те же задачи, что и любые другие предприятия. В части систем управления перевозками грузов и пассажиров уже требуется определённый набор технологических знаний в соответствующих областях транспорта.
Современные задачи автоматизации предприятий охватывают процессы, в которые вовлечены не столько люди, сколько оборудование, так называемый «интернет вещей» — концепция, способная в корне перестроить качество экономических и общественных взаимодействий, исключая из части действий и операций необходимость участия человека.
Организационный и экономический эффект от введения подобных систем управления очевиден: организационный связан с внедрением прогрессивных методов планирования и контроля операций, повышением общей культуры управления, снижением бумажного документооборота, использованием более оптимальных схем бизнес-процессов; экономический эффект заключается в повышении прибыльности предприятия от использования системы. Ещё один момент, который хотелось бы упомянуть отдельно, касается «человеческого фактора»: внедрение автоматизированных систем управления повышает дисциплину и ответственность сотрудников, обеспечивая больший контроль и освобождая от некоторых функций, связанных, например, с работой с наличностью.
Наряду с общими для всех транспортных предприятий задачами, в сфере пассажирских перевозок есть своя специфика, касающаяся сервиса и обслуживания пассажиров. Быстро и удобно купить билет, сделать пересадку, легко сориентироваться в незнакомом месте — это требования современных пассажиров, которым любое конкурентоспособное предприятие транспортной отрасли должно соответствовать.
Одной из насущных и специфических проблем для транспортных предприятий, работающих в различных сферах городских и пригородных пассажирских перевозок, является внедрение автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП).
В любом городе существует множество предприятий, работающих в сфере пассажирских перевозок. Однако пассажиру, которого интересует лишь комфорт и быстрота передвижения, совершенно не интересно разбираться в тонкостях их взаимоотношений.
На мой взгляд, решение, повышающее эффективность работы пассажирского транспортного комплекса в целом, а также на уровне отдельного мегаполиса, находится в области создания общей системы, синхронизирующей и унифицирующей билетное меню, к которой подключаются все операторы, включая коммерческих. Подобной системе необходимо учитывать также все категории льготных пассажиров, которые должны получить возможность льготного проезда на любом виде муниципального и коммерческого транспорта, согласно законодательству.
Мировая практика показывает, что наиболее эффективная и жизнеспособная система, это когда АСОП находится под каким-то одним оператором, который организует продажу билетов, аккумулирование и учёт доходов, прочие операции, связанные с билетами на транспорт. Перевозчики, подключаясь к этой системе, получают доход от предоставления транспортных услуг. Т.е. подобные системы должны строиться как на автоматизации оплаты проезда, так и на автоматизации контроля транспортной работы. Примерами подобных удачно работающих систем могут служить смарт-карты Octopus, действующие в Гонконге, по которым, кстати, можно не только оплачивать проезд в общественном транспорте, но и рассчитываться за покупки в магазинах, ресторанах и торговых автоматах, или же лондонская транспортная карта Oyster, с помощью которой можно передвигаться в Лондонском метро, автобусах, London Overground («лондонская надземка»), поездах лёгкого метро (DLR), трамваях, а с 2010 г. — в большинстве поездов пригородных направлений.
На сегодняшний день в российской отрасли междугородного автобусного сообщения сложилась ситуация, когда пассажир привязан даже не к локальному перевозчику, а к месту отправления. Билеты продаются только в том направлении, куда осуществляется перевозка. А если вам необходима поездка с пересадкой на стыковочных рейсах, то проблемы и неудобства, связанные с приобретением проездных билетов, возрастают на порядок. При этом на рынке работает большое количество независимых перевозчиков, и пассажирам становится всё труднее ориентироваться во множестве предложений.
Единая система способна разрешить эти проблемы. Все перевозчики, подключившись к ней, могли бы размещать там информацию о маршрутах, количестве бортов, тарифах, и т.д. Всё это позволит пассажирам легко планировать мультимодальные поездки, предполагающие разные виды транспорта. Пример успешного внедрения подобной системы — организация мультимодальных перевозок в Крым с использованием единого проездного документа на разные виды транспорта: железную дорогу, морской паром, автобус.
На мой взгляд, подобное решение становится наиболее актуально именно сейчас, в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 г., в ходе проведения которого болельщикам, в том числе иностранным, необходимо иметь доступный способ покупки мультимодальных поездок, да ещё и с предполагающейся льготой (бесплатный проезд до места проведения матча при наличии на него билета). К слову, наша компания сейчас работает над таким решением.
Мировая практика показывает, что сбор доходов от оплаты проезда пассажирами в крупных мегаполисах, таких как Москва, требует нестандартных решений с использованием интернет-технологий. Однако внедрение новых каналов продаж происходит не так быстро, как хотелось бы: несмотря на стремительное развитие мобильных сервисов, существенный объём продаж по-прежнему идёт через обычные кассы. Даже в Москве и других крупных городах, где сосредоточены основные пользователи современных интернет-сервисов, подобные продажи не превышают 5–10% от общего объёма.
Однако повышение рентабельности сбора доходов невозможно без оптимизации операционных издержек на кассовое обслуживание. При этом существенно важно повышать уровень качества и доступности сервиса продажи билетов на проезд. Работа кассира сопряжена со всеми рисками, обусловленными человеческим фактором: ошибки, мошенничество, потеря производительности и др. Введение системы продаж билетов в формате самообслуживания — это необходимое требование любой эффективной системы городского общественного транспорта.
Так, например, компания ПСС разработала и поставляет новые терминалы автоматизированной продажи билетов для городского общественного транспорта Москвы. Решение об установке терминалов было принято в связи с катастрофическим увеличением количества очередей в кассах, и с потерей, в связи с этим, качества обслуживания пассажиров, рентабельности сбора доходов и повышения уровня операционных издержек. Естественным выходом из сложившейся ситуации стала автоматизация. В 2012 г. во всех вестибюлях Московского метрополитена было установлено 1200 билетных автоматов, которые по итогам первого года работы обеспечили до 40% всех продаж билетов на 1–2 поездки по картам MIFARE Ultralight за наличный расчёт. Потом через эти терминалы стало возможно пополнять транспортную карту «Тройка», а летом 2016 г. покупать проездные билеты с помощью банковской карты. Благодаря этому современные автоматы обеспечивают порядка 30% от продажи всех билетов на проезд в метро, и без системы продаж билетов в формате самообслуживания Московский метрополитен уже трудно себе представить.
В целом, комплексная автоматизация процесса продажи билетов обеспечивает увеличение сбора доходов от оплаты за проезд не менее чем на 15%; возможность частичной, а на отдельных транспортных узлах, — полной замены кассиров на автоматы; снижение очередей в часы пик без увеличения количества касс; доступность сервиса продажи билетов в круглосуточном режиме семь дней в неделю без привлечения дополнительного персонала.
Одновременно с автоматизацией процесса продаж билетов компания «Передовые системы самообслуживания» предлагает решения по оптимизации издержек на обслуживание и поддержку работоспособности всего парка автоматов по продажам билетов, — уникальный программный продукт — «ПСС. Платформа». Эта система обеспечивает централизованный мониторинг и управление сетью терминальных устройств, что, в свою очередь, позволяет поддерживать качество сервиса продажи билетов.
В отличие от метрополитена, наземный общественный транспорт подходит к решению аналогичной задачи постепенно. Замена обычных киосков автоматами началась с прошлого года.
Сейчас в процессе реализации находится интересный и сложный проект по запуску в промышленную эксплуатацию терминалов по продаже билетов, который реализует ГУП «Мосгортранс» совместно с компанией «Передовые системы самообслуживания». Терминалы по продаже билетов представляют собой уникальные по конструктивным и функциональным особенностям устройства, которые в максимально агрессивной среде (диапазон температур от -50 до +50, переменная влажность, осадки) имеют полный функционал по продаже билетов на наземный транспорт: практически всё билетное меню, возможность пополнять «Тройку», принимать наличные, выдавать сдачу, работать с безналом. И всё это — в круглосуточном режиме.
Одновременно идёт замена устаревших остановочных пунктов. Новые остановки оформляются в фирменном стиле «Московского транспорта» — в красных и белых цветах. Часть из них также оборудована автоматами по продаже билетов.
Станции Московского Центрального кольца также оборудованы автоматами по продаже билетов от компании ПСС. Часть установленных терминалов реализует билеты на одну-две поездки, другая — как разовые, так и абонементы на количество поездок. Кроме того, через автоматы можно пополнять баланс транспортных карт. Оплатить проезд на МЦК теперь возможно наличными и банковской картой, в том числе при помощи технологии PayPass/PayWave.
Получение своевременной информации очень важно для современного мегаполиса. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий за счёт эффективного оповещения. Система обязательно должна учитывать нужды людей с ограниченными возможностями, а также быть интегрирована с системами экстренных служб. Качественная и доступная система информирования, несомненно, повышает туристическую привлекательность отдельно взятого региона.
Существует целый ряд каналов получения подобной информации. Есть, например, приложения для мобильных телефонов и смартфонов, которые удобны определённой категории пассажиров. Однако при этом существует довольно большой процент людей, которые по каким-то причинам не пользуются подобными сервисами. Им нужно получать конкретную информацию в конкретном месте. А чрезвычайное информирование пассажиров в случае экстренных ситуаций вообще не должно зависеть от наличия или работоспособности конкретного смартфона, а также доступа в интернет. И здесь, очевидно, нужны дополнительные каналы получения информации.
Информация необходима пассажирам как до попадания в транспортный узел, так и внутри него; кроме того, существует ещё и «закрытая» зона транспортного узла, куда попадают после оплаты проезда. В отдельную категорию входит служебная территория, где размещаются внутренние службы транспортного узла, а также — сам подвижной состав. И во всех этих условно выделенных пяти контурах необходимо создавать соответствующую инфраструктуру: это могут быть сенсорные киоски с интерактивными сервисами и кнопкой селекторной связи с экстренными службами или же специализированные табло, информационные панели, средства аудио оповещения и многое другое. Мобильные интернет-сервисы станут хорошим дополнением к данной инфраструктуре — они смогут существенно повысит качество информирования и скорость экстренного оповещения.
Для обеспечения прибыльности транспортным пассажирским компаниям важно эффективно работать с наличной выручкой. Несмотря на то, что доля безналичных платежей в целом повышается, в абсолютных величинах объём наличной выручки возрастает из-за увеличения объёма денежной массы в целом. Процессы сдачи, пересчёта, хранения и учёта наличности до момента инкассации достаточно трудоёмкие и сопряжены с криминальными, и другими рисками, связанными с человеческим фактором. Не менее остро стоят вопросы безопасного хранения наличной выручки на удалённых пунктах взимания платы и сдачи выручки, а также её инкассации. Особенности тарификации на городских маршрутах и пригородном сообщении предполагают дорогостоящий и трудоёмкий процесс сдачи и хранения наличной выручки монетами.
Внедрение автоматизированной системы приёма и хранения выручки предполагает использование автоматизированных депозитных машин (АДМ) с модулями автоматического приёма банкнот и монет. У компании ПСС есть специальное решение для централизованного управления и мониторинга сетью модулей АДМ, которое также позволяет через специальный веб-интерфейс получать отчетность о сданной выручке. Эта комплексная система позволяет транспортному предприятию экономить на стоимости инкассации в удалённых пунктах сбора доходов за счёт хранения выручки в АДМ в течение нескольких дней, снизить затраты на закупку кассовой техники, оптимизировать издержки на обслуживание всего парка АДМ, а также — затраты на персонал.
Количество платных дорог в России неизбежно будет увеличиваться. Об этом свидетельствует мировой практический опыт. Поэтому автоматизированные системы взимания платы будут всё более востребованы.
Поскольку, как правило, пункты взимания платы на автодорогах значительно удалены от централизованного офиса, то вполне логично их оборудование автоматическими кассами для обеспечения взимания платы за проезд в формате самообслуживания, а также системами считывания транспондеров. Подобные системы, со временем, станут всё более распространены, благодаря своему удобству и простоте использования. Водителям такое решение позволит быстро и комфортно оплачивать проезд, а оператору проводить мониторинг всей системы.
В связи с этим актуальной становится задача развертывания инфраструктуры для распространения транспондеров. В настоящее время компания ПСС как раз прорабатывает проект по созданию автоматизированного устройства вендинга транспондеров.
Оценивая перспективы развития информационных технологий в транспортной отрасли, я могу выделить две основные тенденции.
Во-первых, это унификация и централизация решений, которые необходимы для дальнейшего развития всей транспортной отрасли. И это мировая практика: единый системный оператор, к которому подключаются независимые агенты и партнёры, единая система, которая имеет, в том числе, свой API с возможностью разработки собственных «надстроек», единая база данных, подключившись к которой, агенты могут использовать всю накопленную статистику для своей работы. А пассажир, должен получать любую услугу буквально «в два клика». Тогда уровень комфорта и уровень удовлетворённости услугой будет только возрастать.
Во-вторых, современная реальность такова, что транспортная отрасль (как и большинство других отраслей) представляет собой некую распределённую инфраструктуру различного рода объектов: будь то терминал самообслуживания, табло информирования, линии придорожного освещения, шкафы автоматики и пр. Всем этим «хозяйством» необходимо управлять, обслуживать и следить, чтобы не было сбоев. Для этого нужна специальная система, которая позволила бы гибко добавлять в единый контур управления объекты или убирать их из него, настраивать, задавать политики и сценарии использования, иметь связь с внешними системами. Только в таком случае получится создать общий ландшафт, в котором уже не люди, а устройства общаются между собой.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.