Реклама
28 Июля 2014, 10:27
3992

Как «МегаФон» создавал собственную терминальную сеть

В августе 2013 года компания "МегаФон" начала создавать собственную сеть платёжных терминалов. С тех пор прошло уже 10 месяцев, терминальный парк существенно разросся. Сотрудники компании в своем блоге решили поделиться подробностями об особенностях конструкции терминала, о заложенном в неё потенциале по расширению возможностей устройства и о планах на будущее по развитию терминальной сети.

Цель проекта



Терминалы оплаты являются очень удобным инструментом: через одно устройство можно быстро оплатить всевозможные услуги, от сотовой связи до счетов за воду и электричество. Без доступа к компьютеру и интернету, нет необходимости регистрироваться на сайтах разных компаний-поставщиков услуг. Это признанный миллионами пользователей способ оплаты. Ранее терминалы предоставлялись компаниями-партнёрами, но опыт использования клиентами терминалов в наших салонах отражался на нас. Когда терминал установлен в салоне «МегаФон», то со всеми вопросами относительно его работы и пожеланиями о добавлении новых услуг пользователи обращаются к сотрудникам салона.

Поэтому было принято решение создать собственную сеть терминалов для использования в салонах «МегаФон». Целью этого проекта стало обеспечение высокого уровня обслуживания и оперативная реакция на все запросы клиентов. А этого можно было добиться, только управляя всеми компонентами терминальной сети, начиная от самих устройств и заканчивая процессинговым центром. Например, в отличие от многих других сетей, специалисты компании в 90% случаев заранее проверяем возможность осуществления платежа, что позволяет сократить сроки проведения транзакций.

Конструкция терминала

В первую очередь было решено не использовать терминалы стандартных конструкций, а создать собственное устройство, обладающее большим набором возможностей по приёму платежей и с возможностью дальнейшего расширения. Мы решили не ограничиваться только приёмом наличных, а создавать терминал, который, помимо возможности принимать купюры, будет оснащён модулями для работы со штрих-кодами, банковскими картами и NFC. Последняя особенность в будущем позволит нашим пользователям пополнять проездные билеты на общественный транспорт, а также использовать для оплаты мобильные устройства, оснащённые NFC-модулем.



К примеру, компанией уже достигнута договорённость с Московским Метрополитеном об интеграции терминалов «МегаФон» с системой «Тройка». И к концу лета планируется предоставить возможность пополнения баланса этой универсальной транспортной карты с помощью наших терминалов. На сегодня прорабатывается ряд технических и юридических вопросов.



С аппаратной точки зрения терминалы полностью готовы к приёму всех трёх видов платежей: наличными, с помощью банковских карт и бесконтактным способом. Сроки введения в эксплуатацию последних двух видов зависят исключительно от согласования финансовых и юридических условий со всеми заинтересованными сторонами. После чего оплаты с помощью банковских карт и бесконтактным способом станут возможны после одного из обновлений ПО.

В терминалы встроены сканеры штрих-кодов. На текущий момент программное обеспечение позволяет считывать бар-коды, в дальнейшем мы введём поддержку различных двумерных кодов (например, QR). Сканер штрих-кодов позволяет быстро вводить все реквизиты платежа благодаря чему упрощается оплата счетов за коммунальные услуги или штрафы ГИБДД



Внешний вид также изменился. Компания ушла от стандартных угловатых стоек. Нижний сенсорный дисплей имеет диагональ 17 дюймов. Кроме того, терминалы снабдили вторым дисплеем с диагональю 27 дюймов и разрешением 1920х1080, выполняющий роль рекламного носителя. Это позволяет очень эффективно привлекать внимание посетителей салонов, особенно при выводе на верхний дисплей яркой и динамичной картинки. Даже если человек не подошёл к терминалу, то с высокой вероятностью заметит издалека изображение на большом дисплее.



Чтобы избежать «тормозов» во время демонстрации высококачественной графической информации, специалисты компании собрали довольно производительную систему:

• Процессор: Intel Original LGA-1155 Pentium G2130 (3 Ггц)
• Материнская плата: Asus P8B75-M Soc-1155 iB75 DDR3 mATX AC`97 8ch GbLAN SATA3 VGA+DVI+HDMI
• ОЗУ: DDR3 2048Mb 1333MHz Crucial (ST25664BA1339)
• Видеокарта: Palit PCI-E NV GF210 512Mb 32bit (TC) DDR3 625/589

Все терминалы изготавливаются в России, что позволяет гораздо лучше контролировать качество сборки. В частности, на приёмку каждой новой партии выезжают наши сотрудники для контроля соответствия всем требованиями. Нестандартная конфигурация корпуса терминала привела к тому, что процесс производства усложнился по сравнению с «обычными» терминалами, но благодаря этому мы обеспечили удобное обслуживание. Кроме того, в проект заложены жёсткие требования по износостойкости узлов. Этого приводило к тому, что первые партии терминалов возвращались на производство до момента получения необходимых показателей качества.

Программное обеспечение

Терминалы «МегаФон» работают под управлением Windows Embedded Standard 7. Это позволило избежать целого ряда проблем, связанных с информационной безопасностью, что характерно для терминалов под управлением Windows XP.

Очень большое внимание было уделено проработке пользовательского интерфейса. Специалисты компании не изобретали велосипед и проанализировали опыт других компаний. Ведь лучше учиться на чужих ошибках. Разработчики постарались избежать просчётов в интерфейсе, характерных для сторонних терминальных сетей. В частности, перегруженности рекламой, особенно в виде всплывающих окон, на которых с трудом можно отыскать кнопку «закрыть». Интерфейс разделён на строго фиксированные зоны, предназначенные для отображения рекламы, органов управления, вывода полезной информации. И эти зоны никогда не пересекаются, не меняют свой размер. Стояла задача не допустить, чтобы в одном и том же месте дисплея в разных случаях отображались кнопки с различными действиями, например, «далее» и «отмена». Прежде чем прийти к текущему интерфейсу, специалисты проводили исследования удобства разных вариантов размещения элементов управления. В том числе, подбиралось оптимальное время между автоматической сменой информации на экране, чтобы пользователи успевали вводить все данные, но и чтобы форма ввода не отображалась слишком долго. Для каждой формы мы опытным путём пришли к разным временным интервалам, от 30 до 120 секунд.

Подобные меры позволили существенно снизить долю ошибок при работе с терминалами. У пользователей сложился опыт использования терминалов, кнопки нажимаются интуитивно, так, как это привычно для пользователя. По этой причине мы сохранили расположение навигации привычное для пользователей терминалов.




Сетевая инфраструктура


Для установки терминала в салоне не требуется никаких особых приготовлений. Достаточно электрической розетки и сетевого кабеля. Обмен данными происходит через внутреннюю сеть «МегаФон», что позволяет обеспечивать высокий уровень безопасности. Также компания не использует для работы терминальной сети сторонних ЦОДов, вся обработка транзакций осуществляется на собственных мощностях. Безопасность связи обеспечивается за счет тоннеля до каждого терминала.

Экономическое преимущество



Пожалуй, наибольший негатив у пользователей терминалов вызывают комиссионные сборы. В ряде случаев, они достигают совершенно неприличных размеров. Например, в аэропортах это до 20% от суммы платежа. В сети терминалов «МегаФон» не берётся комиссию за платежи. Редкие исключения составляют случаи, когда сам поставщик услуги ставит условие о приёме комиссии. В подавляющем же большинстве случаев стоимость услуг оплачивается в нашей терминальной сети по номиналу. Окупаемость проекта происходит за счёт продажи рекламы и получения агентского вознаграждения. Поэтому пользователи могут в наших салонах, например, вносить абонентскую плату за пользование интернетом и онлайн-играми, переводить электронные деньги, оплачивать услуги любого мобильного оператора без дополнительных переплат.

Заключение



Сейчас парк наших терминалов составляет около 700 шт. К концу года мы планируем выйти на отметку 2000 шт. Пока что статистика использования не принесла каких-то открытий: 90% транзакций составляют платежи за сотовую связь, что совершенно ожидаемо. Пик платежей приходится на стык месяцев: 2-3 дня предыдущего и первые дни следующего. Обычно в этот период ежедневный оборот в терминальной сети вырастает в 2,5-3 раза. Это вполне объяснимое явление: люди получают зарплаты и спешат потратить честно заработанные средства.

Разницы в предпочтениях у пользователей из мегаполисов и окружающих областей нет, чаще всего оплачиваются примерно одни и те же услуги, конечно, с учётом региона. Другие данные можно будет привести уже после начала приёма банковских карт и бесконтактных платежей.

В ближайших планах: внедрение таких сервисов, как оплата авиа- и ж/д билетов, билетов в кино, оплата парковок и всевозможных услуг ГИБДД включая штрафы и другие платежи.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса