В Петербурге, по примеру столицы, открывается сетевой велопрокат от «Банка Москвы». Событие это анонсировалось несколько месяцев назад, потому что первые прокатные велосипеды должны были появиться в дни Экономического форума. Стойки действительно появились – у метро «Василеостровская», «Адмиралтейская» и пр. А велосипеды – нет. Электронный терминал, солнечная батарея над ним – отключены.
В Интернете тем временем публиковались фотографии тех же велостоек, но – с работающим терминалом и полным комплектом синих прокатных велосипедов, передает online812.ru. Их возят по городу специально для фотосессий. По обещаниям «Банка Москвы», система заработает к концу июня. Хотя наблюдатели не очень в это верят: скажем, до сих пор нет сайта, где клиент велопроката может пройти регистрацию. Терминалы, которыми оборудованы стойки, запрограммированы на прием смарт-карт «Тройка», которых в Петербурге также нет. На вопрос: «Ведутся ли переговоры с Комитетом по транспорту Смольного насчет подключения «Подорожника»?» – представители банка отвечают невразумительно, поскольку вообще, кажется, не в курсе, что такое «Подорожник».
В конце концов разъяснять непонятный прокат взялась депутат ЗакСа Ольга Галкина, ярая сторонница велосипедизации Петербурга. Свой небольшой пробег от парковки у гостиницы «Октябрьская» до БКЗ она совершила в пятницу вместе с активистами велодвижений. Ради такого случая велосипеды появились на стойках, но потом исчезли снова. Это были синие модели Homeport с тремя скоростями, маленькой стойкой перед рулем для хранения сумки и рекламным логотипом спереди. Поскольку на колесах установлены магнитные роторы – вырабатывать энергию и подсвечивать за ее счет фонарики, – колеса кажутся тяжелыми. Высота сиденья легко регулируется, на колесах имеются секретки, чтобы их не сняли воры. Имеется механический звонок. Зеркал нет. Как правило, прокатный байк выдерживает один сезон, но эти модели такие простые, что протянут и два.
«Велосипед простенький, но может, большего и не надо, – в целом одобрила велопрокат Ольга Галкина. – Сама я катаюсь без зеркал и шлема. Но на работу на велосипеде не езжу, потому что у меня маленькая дочь, ее проще и безопасней возить на машине».
Официально – по данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, который отвечает за велосипедизацию СПб, – в городе 3% активных велосипедистов. Потенциальных раз в 10 больше: они могли бы пересесть на велосипеды, если б для них были созданы условия.
Про то, как эти условия обеспечиваются, губернатор ответил Галкиной полгода назад. Появилось, сообщил губернатор, 500 новых велопарковок: у метро, вузов и тусовочных мест. Все остальное не сбылось: было обещано, но не построено 15 км новых велодорожек. У губернатора появился советник по мотоциклетному движению, а по велосипедному – нет. В общем, на власти особо рассчитывать не приходится.
И тут очень кстати появился «Банк Москвы» с его московским опытом велопроката – не очень, правда, удачным. По планам, в городе должны были заработать 34 стойки – в людных местах, в центре, – и пользователь мог бы брать велосипед на одной стойке и возвращать его на другую. Каждый пользователь сможет выбрать для себя абонемент: на сезон за 1200 рублей (кстати, в Америке годовой абонемент стоит 80-100 долларов), на месяц за 600 рублей, на неделю за 250 рублей и на сутки за 100. Если учесть, что средний городской велопрокат просит 200-300 рублей в час и требует вернуть байк туда, где он был взят, цены получаются очень гуманные. Еще тысяча рублей кладется на депозит – эти деньги возвращаются, если не будет большого переката. Требуется для начала зарегистрироваться на сайте, положить деньги на лицевой счет (платежом с банковской карты), получить свой уникальный номер. Затем приехать к нужной стойке, ввести этот номер на терминале и нажать кнопку – номер стойки, на которой стоит понравившийся вам велосипед. Стойка запищит – скоба разомкнется – можно брать. Если что не так – работает телефонная служба поддержки. Так это, по крайней мере, работало в Москве, пока систему не переоборудовали на прием карты «Тройка».
Время катания ограничено 30 минутами. Чем больше перекат этих 30 минут – тем больше придется доплачивать. Между сдачей одного велосипеда и взятием другого должен быть промежуток – не менее 15 минут. Штраф за поломку велосипеда составляет 15 тысяч рублей, за утерю – 30 тысяч.
В Москве сейчас доступны только суточный и месячный абонементы. Московские пользователи жалуются: чтобы сменить абонемент, надо заключать новый договор и оформлять новый аккаунт.
Еще один коммерческий сетевой велопрокат в Петербурге называется Petersbike. Здесь тоже нужна регистрация и банковская карта. Прокат привязан не к автоматическим стойкам, а к заведениям: кафе, хостелам, магазинам: в каждом имеется сотрудник, который выдаст клиенту ключ от велозамка. Всего таких точек – 24, и две даже работают круглосуточно.
Для регистрации желательно иметь аккаунт в социальной сети. Сначала новый пользователь сообщает его, потом номер телефона, потом данные с банковской карты (платит 200 рублей). Приезжает на станцию (на сайте имеется карта с указанием, где сколько имеется свободных велосипедов), отправляет SMS на специальный номер, получает в ответном сообщении код, который надо назвать дежурному сотруднику: бармену, портье и т.п. С этого момента начинает отсчитываться время поездки. Первые 5 минут бесплатно, потом по полтора рубля за минуту. Или – 450 рублей за 10 часов. После возвращения велосипеда на одну из стоянок требуется отправить еще одно SMS.
Что касается бесплатных велосипедов, то этот проект в городе провалился. Планировалось, что велосипеды будут оставляться в людных местах пристегнутыми на велозамки с кодом 0000: кто знает об этой акции, тот сможет их брать, а кто не знает – не сможет. Собрали по городу старые велосипеды, отремонтировали их, покрасили в белый цвет, выпустили на волю – и больше их никто не видел.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.