АО «РЖД» решило извлекать больше прибыли из вокзалов. Для этого крупные железнодорожные узлы планируется превратить одновременно в торгово-развлекательные и транспортно-пересадочные комплексы. Летом прошлого года РЖД утвердило «Концепцию эффективного использования вокзалов до 2030 года». Этот документ теперь как библия для железнодорожников. В нем много страниц, и реализовываться он будет по частям. Если коротко, то сначала вокзалы отремонтируют и модернизируют, а потом превратят в сеть однотипных многофункциональных комплексов.
На первом этапе – до 2015 года – РЖД планирует модернизировать и обеспечить «восстановление технико-эксплуатационного состояния вокзалов» Москвы, Петербурга, а также всех городов с населением более 200 тысяч человек.
Превращать железнодорожные вокзалы в транспортно-развлекательные комплексы в РЖД собираются за счет собственных средств (но не более 30%), частных инвестиций и денег из госбюджета. Доходность вокзалов хотят увеличивать за счет вовлечения в коммерческий оборот дополнительных площадей и привлечения крупных сетевых операторов. В итоге доходы РЖД в пересчете на одного пассажира должны увеличиться более чем в два раза. Также в два раза должны вырасти и доходы от использования одного квадратного метра вокзала.
В компании делают ставку на сетевиков, чтобы создать на всех вокзалах «единые по качеству» услуги. Компании-операторы, помимо внесения текущей арендной платы, оплачивают опционные платежи за право работать на железнодорожной инфраструктуре в размере 100 – 130 млн рублей ежегодно, а также инвестируют средства в развитие инфраструктуры.
Первые аукционы по сдаче в аренду оптом сетевикам площадей на вокзалах страны состоялись в 2010 году. Первый конкурс в сегменте «розничная торговля» выиграла компания «Транскондитер» с ларьками по продаже кондитерских изделий и шоколадок. Первый аукцион на установку платежных терминалов выиграла компания «Оплата Экспресс». Среди аптечной торговли победила «Трансфарма». Автомобильными перевозками занимается РЖД-такси.
По прогнозам Дирекции железнодорожных вокзалов, в 2014 году рост объектов ожидается в общепите (оператор – ОАО «Питание на вокзалах») – с 80 до 126 объектов; в розничной торговле (операторы – ОАО «ТрансКондитер» и ОАО «ТрансМаркет») – со 164 до 219 объектов. Количество платежных терминалов (оператор – ООО «Оплата Экспресс») вырастет с 658 до 715; вендинговых аппаратов (операторы – ЗАО «ТрансВенд» и ЗАО «ВендСервис») – с 1288 до 1608 штук.
Однако в бизнес-среде отмечают, что сотрудничество с РЖД ладится не у всех сетевых арендаторов, так как не всем удается легко приспособиться к часто меняющимся условиям игры, которые диктует РЖД.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.