Реклама
18 Июня 2013, 13:45
6658

J’son & Partners Consulting: Исследования рынка электронной коммерции России в 2008-2017 гг.

Электронная коммерция в настоящее время является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные бизнес-процессы в секторе ритейла. За последние два года рынок электронной коммерции вырос в США на 25%, в Еврозоне – почти на 30%. Среди стран-лидеров по степени развития рынка электронной торговли аналитики J’son & Partners Consulting выделяют Великобританию и США с долей электронной коммерции в общем объеме ритейла в 10% и более, сообщает nnit.ru.

Термины и определения

Электронная коммерция – процесс удаленного приобретения товаров и услуг как физических, так и нефизических, при помощи телекоммуникационных сетей, прежде всего сети Интернет.

Консультанты J’son & Partners Consulting на рынке покупки нефизических товаров и услуг выделяют следующие подкатегории:

  1. Услуги сотовой связи
  2. Авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на развлекательные мероприятия
  3. Телекоммуникационные услуги (кроме сотовой связи), включая услуги интернет-провайдеров и операторов фиксированной связи, платного телевидения, VOIP
  4. Оплата счетов и штрафов, включая оплату услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД, приобретение страховых продуктов
  5. Цифровой мобильный контент, включающий в себя мобильный аудиоконтент, мобильный видеоконтент, мобильные игры и приложения, прочий мобильный контент
  6. Гостиничные услуги
  7. Цифровой контент (за исключением мобильного контента), включающий в себя цифровые книги, видеоконтент, аудиоконтент, программное обеспечение


В сегменте покупки и оплаты физических товаров выделяются следующие подкатегории:

  • Сетевой маркетинг (MLM);
  • Каталожная торговля;
  • Интернет-магазины.


Оплата приобретенных товаров и услуг на рынке электронной коммерции может происходить следующим образом:

1. С использованием электронных платежных систем


2. С использованием банковских карт, в том числе:
a. с использованием интернет-эквайринга (приём к оплате платёжных карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяющего провести расчёты в интернет-магазинах);
b. постоплатное использование карт с участием POS-терминалов (под термином «постоплата» понимается процесс оплаты товара или услуги после доставки потребителю)

3. Наличными, в том числе:
a. наличными при доставке товара;
b. банковским переводом с посещением офиса банка

Рынок электронных платежных систем (ЭПС) включает в себя следующие составляющие:

Платежные терминалы

a. Банковские платежные терминалы
b. Небанковские платежные терминалы

Дистанционные финансовые сервисы

c. Банковские дистанционные финансовые сервисы
d. Небанковские дистанционные финансовые сервисы

Банковский платежный терминал – программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый банковской организацией, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

Небанковский платежный терминал – программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый небанковской организацией, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

Дистанционные финансовые сервисы включают в себя следующие составляющие: мобильный банкинг, интернет-банкинг, SMS-банкинг, мобильные операторские платежи, электронные деньги.

Составной частью электронных платежных систем является мобильная электронная коммерция

Мобильная электронная коммерция – процесс покупки товаров и услуг как физических, так и нефизических, оплата которых происходит с использованием мобильного терминала.

В мобильной коммерции существуют следующие составляющие:

  • Мобильный операторский платежный сервис
  • Мобильный банкинг
  • SMS-банкинг
  • Мобильный контент


Мобильный операторский платежный сервис – электронный платежный сервис операторов мобильной связи, позволяющий оплачивать товары и услуги посредством мобильного телефона и/или интернет-портала с помощью средств на лицевом счету и/или банковской карты.

Мобильный банкинг – сервис, позволяющий управлять средствами клиентов с использованием мобильного терминала и оплачивать товары и услуги, а также совершать переводы со своего банковского счета с помощью мобильного телефона. Услуга реализуется либо с помощью SMS команд (SMS-банкинга), либо с помощью специальных приложений для телефонов, использующих Интернет для передачи данных.

Мобильный контент — цифровой контент, адресованный владельцам мобильных устройств, специальным образом адаптированный или даже изготовленный с учетом технических возможностей мобильных устройств и канала беспроводного доступа.

Общий обзор рынка электронной коммерции в Российской Федерации

Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29% в 2008 – 2012 гг. В 2012 г., по оценке консультантов J’son & Partners Consulting, объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 млрд руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно.

Российский рынок электронной коммерции, млрд руб., 2008-2017 гг.

Рис. 1. Российский рынок электронной коммерции, млрд руб., 2008-2017 гг.

Российский рынок электронной коммерции увеличится к 2017 г. до 3,7 трлн руб. CAGR 2012-2017 составит 14,4%.

При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.

В структуре рынка электронной коммерции РФ произойдут значимые изменения:

  • В продуктовой структуре: доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в 2012г. до 60% в 2017 г.
  • По способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012г. до 49% в 2017 г.


Сегмент нефизических товаров и услуг

В 2012 г. аналитики J’son Partners Consulting оценили объем сектора нефизических товаров и услуг на рынке электронной коммерции РФ в размере 1,2 трлн руб. Прогноз на 2017 г. – 2,2 трлн руб.

В структуре нефизических товаров и услуг ожидается, что наибольшими темпами будет расти подсегмент «цифровой контент», наименьшими – «сотовая связь».

 Средние темпы роста сегментов рынка нефизических товаров на рынке электронной коммерции РФ в 2008-2017 гг.

Рис. 2. Средние темпы роста сегментов рынка нефизических товаров на рынке электронной коммерции РФ в 2008-2017 гг.

Сегмент физических товаров

Аналитики J’son & Partners Consulting отмечают, что сегмент физических товаров рынка электронной коммерции динамично растет опережающими темпами с момента становления рынка. По оценкам J’son & Partners Consulting, в конце 2012 г. общий объем покупки и оплаты физических товаров рынка e-commerce превысил 662 млрд. рублей. Доля сегмента превысила 35%. Рост сегмента продолжится, и к 2017 г. его объем превысит 1,5 трлн руб. (при этом доля физических товаров вырастет до максимальных 40% в 2016 году). Эксперты J’son & Partners Consulting, что к 2016 г. темп роста рынка снизится до среднего уровня, доля физических товаров в электронной коммерции стабилизируется на отметке 40% рынка. Средний темп роста (CAGR) на протяжении 2008-2017 гг. составит 32,5%.

Основным подсегментом сектора физических товаров являются интернет-магазины, на долю которых приходится 60,5% покупок физических товаров. Прогнозируется, что к 2017 г. доля интернет-магазинов возрастет до 62,5%. Количество посетителей интернет-магазинов к 2017 г. превысит 26 млн человек, а наибольшим спросом будет пользоваться потребительская электроника, одежда и обувь, а также медиатовары.

С точки зрения структуры оплат, произойдет резкое сокращение доли оплат при помощи наличных (с 78% в 2012 г. до 57% в 2017 г.) при одновременном росте оплат при помощи банковских карт (с 13% в 2012г. до 32% в 2017 г.).

Основные тенденции и тренды на российском рынке электронной коммерции

  • Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста и, по оценкам J’son & Partners фаза активного роста продлится на протяжении 2012-2017 гг.
  • Характерными особенностями российского рынка электронной коммерции на текущем этапе являются:


- развитие онлайн-кредитования;

- развитие многоканальности и взаимного проникновения онлайна и оффлайна;

- рост спроса на товары в зарубежных интернет-магазинах

  • Ключевой отличительной чертой российского рынка является активное использование электронных платежных систем, прежде всего дистанционных банковских и небанковских терминалов. Это выгодно отличает российский рынок от зарубежных аналогов, так как создает большую потребительскую вариативность.
  • Важной тенденцией является опережающий рост интернет-магазинов на рынке физических товаров по сравнению с MLM- и каталожной торговлей
  • Анализ возможности роста рынка электронной коммерции показывает, что экстенсивное развитие возможно за счет регионов, которые демонстрируют эффект догоняющего развития. Тем не менее, существующие региональные диспропорции на рынке электронной коммерции сохранятся и далее


Российский рынок электронной коммерции находится в фазе активного роста, и будет в ближайшие годы увеличиваться на 10-15%. Текущий объем рынка в денежном выражении превышает 1,8 трлн. рублей.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса