Вот уже почти год, как в Россию пришло и закрепилось понятие автоматизированных систем выдачи отправлений, называемых в различных вариациях "автоматизированный терминал выдачи интернет-заказов", "постамат" или "постомат", "почтамат" или "почтомат", "терминал доставки", "автоматизированный почтовый шкаф"… Попробуем вместе с вами разобраться в названиях, принципах работы и перспективах развития этих систем у нас в стране.
Что это?
Предлагаемые системы выдачи отправлений являются новыми не только для нашей страны, но и в мире их существование насчитывает менее десятка лет. Они представляют собой управляющий терминал (похожий на привычный нам терминал оплаты), совмещенный со шкафом, имеющим запирающиеся ячейки различных габаритов. Такие системы могут устанавливаться как внутри помещений, так и на открытом пространстве, и предназначены в основном для выдачи некрупных отправлений и товаров с возможностью взимания платежа. В некоторых случаях в них включена функция приема отправлений с оплатой и оформлением (предоставление упаковки, печать ярлыков и этикеток).
Работа систем по выдаче построена достаточно просто: с определенной периодичностью представители владельца автоматизированной системы выдачи отправлений закладывают в ячейки товары и отправления и информируют об этом получателя (с помощью sms, e-mail или иных каналов связи), сообщая реквизиты доступа к ячейке. С полученной информацией получатель появляется перед терминалом системы и, следуя ее запросам, получает доступ к ячейке, в которой расположен ожидающий его заказ. При необходимости до вскрытия ячейки ему предлагается оплатить заказ доступным на терминале способом (наличные, пластиковые карты, электронные деньги). Факт выдачи отправления может быть засвидетельствован, кроме ввода реквизитов заказа, различными способами (фото- и/или видеофиксация, получение электронной цифровой подписи или образа подписи получателя). Информация о выдаче заказа и денежные средства передаются через владельца автоматизированной системы отправителю.
Эти системы внедряются различными логистическими компаниями: назначенными почтовыми операторами ряда стран (packstation.de, signpost.com), альтернативными службами доставки (smartpost.ee, bybox.com) и т.п. - и позволяют минимизировать использование персонала на этапах "последней мили" и в офисах подразделений доставки, а также обеспечить практически круглосуточный режим работы.
Встречающиеся в русском языке вариации (почтомат/почтамат/постомат/постамат) названий подобных систем связаны с молодостью рынка и малым числом людей, использующих данную терминологию. На наш взгляд, правильным для обозначения этих автоматизированных систем будет употребление термина "почтомат" как наиболее удовлетворяющего правилам русского языка, а также с учетом того, что термины с латинским корнем "post" и добавлением "mat" уже употребляются у ряда западноевропейских почтовых операторов для обозначения сетей банкоматов, принадлежащих почте и предназначенных для обслуживания пластиковых карт различных банков, т.е. уже имеют фактически сформированное значение. Поэтому в дальнейшем, для исключения путаницы, мы будем придерживаться термина "почтомат", если на иной (кроме вышеназванных вариаций) терминологии не настаивает владелец автоматизированной системы.
Что было?
В России пока весьма короткую историю почтоматов можно вести с конца 2010 года, когда сразу две компании: ООО "Сеть автоматизированных пунктов выдачи" и ЗАО "Почтомат" с разницей в несколько дней запустили первые подобные системы и широко объявили об этом. Их конкуренция проявилась во всем: именно представители указанных компаний зарегистрировали на себя абсолютное большинство возможных вариантов написания доменных имен с использованием вариаций терминов "почтомат" в зонах .ru, .рф, .com.
Эти компании можно назвать "родоначальниками" автоматизированных систем выдачи отправлений в Российской Федерации, и именно они в течение года развивали этот сегмент рынка доставки. Им к настоящему моменту удалось запустить сети из нескольких десятков почтоматов с размещением не только в Москве, но и ряде городов России (Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Казань у PickPoint и Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Тула, Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, Пермь, Челябинск у Logibox).
Для обеспечения логистического обслуживания своих сетей данные компании используют разную политику: PickPoint строит многоярусную схему, где используются и собственные ресурсы (например, по городу доставку осуществляют курьеры PickPoint) и аутсорсинговый логистический оператор (на магистральных маршрутах в основном компания СПСР, а Logibox выбрал в качестве единого логистического оператора компанию "Армадилло Бизнес Посылка".
Провести консенсусную оценку сегодняшнего состояния рынка выдачи заказов через почтоматы не удалось, т.к. участниками не раскрывается детальная информация об объемах и структуре выдаваемых отправлений. Исходя из грубых оценок, можно предположить, что объем существующих выдач ограничен несколькими тысячами отправлений в месяц. И, судя по коммерческой активности обеих компаний, наибольшая часть этого потока сегодня контролируется PickPoint.
Что будет?
В настоящее время на этом рынке появляются новые игроки: ФГУП "Почта России" в лице своего экспресс-оператора EMS RussianPostи компания QIWI Post, созданная при участии фонда iTech Capital (основанного Президентом группы QIWI Андреем Романенко), которых без преувеличения можно отнести к лидерам в своих направлениях. Поэтому их приход можно назвать началом активного развития рынка доставки заказов через автоматизированные системы.
EMS RussianPost буквально на днях установил два почтомата (по одному в Москве и Санкт-Петербурге) и после проведения опытной эксплуатации планирует расширение сети в этих городах. Логистику компания, безусловно, обеспечит собственными силами, загрузив имеющимся потоком отправлений формируемую сеть почтоматов.
В соответствии с ранее озвученными планами компании в этом месяце ожидается появление в Москве первых "терминалов доставки" компании QIWI Post (именно такое название предлагает использовать компания для своей сети почтоматов по аналогии с понятием "терминалы оплаты") с доведением на начало следующего года размера сети до 40 терминалов. У данного проекта имеется сильное конкурентное преимущество в виде опытной компании Integer.pl, развивающей международные сети почтоматов, и ее польского оператора InPost, который является партнером проекта.
Но и действующие игроки рынка не планируют сдаваться: PickPoint продолжит установку почтоматов в городах-миллионниках (в ближайшее время почтоматы появятся в Ростове-на-Дону и Краснодаре), а к началу следующего года на территории России будут выдавать заказы 120 почтоматов сети, а Logibox к началу следующего года планирует сформировать сеть также из 120 почтоматов с присутствием во всех крупных городах России с численностью населения от 250 тысяч, включая развитые экономические центры Урала (Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени) и Сибири. Также компания придет в Поволжье (Чебоксары, Самара, Тольятти, Йошкар-Ола), на Северо-Запад страны (Калининград и Архангельск), в центральную часть России (Белгород, Липецк, Воронеж) и во многие другие российские города. .
Все участники рынка нацелены на одинаковый сегмент рынка и описывают получателя отправлений в своих почтоматах как активного пользователя Интернета, не боящегося нового, со средним или высоким уровнем дохода ("…человек, располагающий свободными средствами для покупок товаров в интернет-магазинах, ориентировочно 21-45 лет…" - PickPoint, "…аудитория с высоким уровнем дохода и потребительской грамотности, регулярно совершающую покупки в Интернет…" - Logibox). От более точных оценок своих пользователей все компании воздерживаются.
Так же все компании едины в оценке конкурентной ситуации в этом сегменте рынка: они видят друг друга и очень настороженно относятся к действиям каждой из сторон, но осознают, что конкурируют они в настоящее время не друг с другом, а с рынком офисов выдачи заказов и курьерской доставки. При этом сегмент рынка выдачи через почтоматы ограничен готовностью получателей использовать данную схему доставки заказов.
На мой взгляд, требуется совместная работа сетей почтоматов над продвижением среди потенциальных получателей самой идеи более широкого использования почтоматов, т.к. компании дистанционной торговли относятся к почтоматам более лояльно и готовы будут их применять при росте потребностей со стороны получателей. И руководство сетей понимает это, однако точку соприкосновения для совместных действий в данном направлении компаниям найти пока не удалось, и, может, при поддержке российских сетей почтоматов oborot.ru станет той площадкой, которая будет готовить компании дистанционной торговли и получателей к использованию такой формы выдачи заказов.
Чем сердце успокоится?
Отмечая первую годовщину сегмента выдачи заказов через почтоматы рынка логистики дистанционной торговли, хочется, как это положено, построить планы на следующий год.
Будущий размер рынка логистики дистанционной торговли, приходящегося на выдачу заказов через почтоматы, компании этого сегмента оценивают в 8-10% от всего объема уже в ближайшее время. Что потребует 100-кратного роста в 2-3 летний период, а это все-таки маловероятно. Хотя понятно, что сегмент "молодой", четко не выделен и трудно пока прогнозируем.
В части развития сетей почтоматов планы компаний не менее грандиозны:
PickPoint планирует активную экспансию в городах-миллионниках и городах с населением более 500 тыс. чел. Сеть будет покрывать совершенно все федеральные округа, география установки почтоматов выбиралась путем анализа концентрации потенциальных покупателей интернет-магазинов и товаров по каталогам - с начала 2012 года начнется 3-я волна установки почтоматов в Архангельске, Астрахани, Барнауле, Белгороде, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Красноярске Липецке, Омске, Пензе, Перми, Самаре, Саратове, Смоленске, Тольятти, Томске, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Челябинске, Ярославле и других городах.
В планах Logibox в течение следующего года установить более 1000 почтоматов и обеспечить свое присутствие во всех региональных центрах и городах с населением более 200 тыс.чел. Эта глобальная задача выполнима только при условии столь же глобального финансирования данного проекта.
QIWI Post не пожелала осветить перспективы своего дальнейшего развития сети в городах России.
Почта России ставит целью через год быть представленной в основных региональных центрах. В результате почтовый оператор, имея значительные инвестиционные и организационные ресурсы, может значительно развить сеть почтоматов и стать локомотивом для этого сегмента рынка доставки заказов дистанционной торговли.
Однако при таком обширном географическом продвижении в рамках каждого проекта остается вопрос об учете возможностей, которые находятся рядом - например, размещение почтоматов в крупных городах Московской области, где высокая степень готовности жителей и потребность в обеспечении доставки товаров дистанционной торговли наталкивается часто на невозможность ожидания заказа в Москве (для работающих в столице жителей области) и достаточно высокую стоимость курьерских услуг в регионе. Также имеющаяся сейчас тенденция прихода в регион в формате одного почтомата сети также не дает для получателей ощущения территориальной доступности почтоматов и не увеличивает число опытных пользователей данного оборудования, а ведь в городе будут присутствовать единичные почтоматы разных сетей, которые могли бы образовывать между собой региональную подсеть.
И тут хочется повторить тезис о необходимости сотрудничества сетей почтоматов как в продвижении самого принципа такой доставки, так и, возможно, в некоторой степени интеграции своих сетей пусть и не физически, а хотя бы на основе кобрендинга или общего "зонтичного" бренда. Ведь получатели пока не готовы к столь оптимистично заявленному всеми компаниями росту сегмента, да и компании пока не конкурируют, а "выращивают" услугу. Это позволило бы нивелировать некоторые минусы сетей (например, отсутствие приема наличных у Logibox), усилить потенциальные преимущества (например, месторасположение на вокзалах у того же Logibox за счет достигнутых ими договоренностей с Российскими Железными Дорогами), повысив эффективность инвестиционных вложений каждой из сетей.
Не стоит забывать, что сейчас к этому рынку присматриваются еще несколько потенциальных игроков, которые готовы "разбавить" перспективы нынешних участников уже в будущем году.
И чтобы не удивляться через год, мы постараемся оценить динамику озвученного движения на полпути – через полгода – и расскажем вам о результатах работы сетей почтоматов, проведем сравнение их возможностей, условий и нюансов работы, предлагаемых ими для компаний дистанционной торговли.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.