Реклама
17 Октября 2011, 10:28
3052

Рынок NFC-сервисов пока на пороге своего развития

Первые кусочки от вкусного NFC-пирога уже успели отрезать МТС и "МегаФон". Они несколько раз откладывали коммерческий запуск NFC-проектов, и в итоге дали им старт почти одновременно - с разницей в один день. При всем многообразии возможных направлений развития сервисов, оба оператора посчитали наиболее привлекательным именно сферу транспорта: МТС решила взять под свой контроль автозаправки "Лукойла", а "МегаФон" спустился в петербургский метрополитен.

Рынок NFC-сервисов пока на пороге своего развития. Он будоражит воображение потенциальных участников и кружит им головы манящими перспективами. Аналитики один за другим дают прогнозы по его росту. Так, например, специалисты из eMarketer предвещают $40 млрд к 2014 году, немного более скромный прогноз от Vesta Corp - "всего лишь" $22 млрд к 2014 году. А по мнению экспертов ABI Research, к 2016 году объем NFC-платежей достигнет $100 млрд. Как видно, цифры существенно разнятся, но даже если руководствоваться самыми скромными подсчетами, они все равно предрекают гигантский рост NFC-коммерции по всему миру. Как утверждают аналитики, рынки-пионеры будут насыщены подобными устройствами уже в ближайшие год-два.

Тема NFC заняла место не только в прекрасных фантазиях футурологов, но и в умах менеджеров по развитию, которые строят конкретные планы на ближайшее будущее. Они понимают, что повсеместное распространение технологии уже не за горами, но бурному развитию препятствует отсутствие инфраструктуры. Соответственно, править бал на новом рынке будут именно те игроки, которые изначально вложатся в ее создание. Этим и занялись сотовые операторы "большой тройки". А на пятки им наступают банки и платежные системы.

Ситуация, когда нужно расплатиться быстро и малой суммой, - самый очевидный повод для применения бесконтактных платежей. В таких случаях даже комиссия в 2-5% не станет сдерживающим фактором для пользователя. А где чаще всего возникает необходимость в таких платежах? В общественном транспорте. Или не общественном, скажем более общо - на дороге. Именно это направление потенциальные участники рынка справедливо считают наиболее перспективным. И как замечают сами, места на нем хватит для всех. В самом деле, где бесконтактные платежи могут быть более востребованы, чем в утренней пробке в вестибюле метро? Или в наземном общественном транспорте? Или при оплате парковки? Стоит только приложить телефон - и средства списались со счета. Очень удобно.

Однако ложка дегтя, способная испортить целую бочку меда, тут все-таки есть: если деньги списываются прямо с мобильного счета, который, как правило, предоплатный, а на счету ноль рублей, то никакой NFC не выручит. Как подсказывает статистика, российские пользователи редко имеют на своем мобильном более 200-300 рублей, то есть несколько поездок  - и ты уже не сможешь совершить звонка. Это может негативно отразиться на популярности сервисов. Поэтому операторы идут другим путем - активно заводят дружбу с банками. Привязать сервис к банковской карте несложно, плюс пара процентов от платежа для каждой из сторон, организующих процесс перевода, - и все довольны. И чем больше будет таких платежей, пусть даже микро, тем полнее будет "золотая река".

Но тут кроется другая проблема - широкие возможности для мошенничества. Раз основное требование к NFC-платежам заключается в их быстроте, то, значит, технология должна быть максимально удобной и срабатывать в одно действие. Кроме того, чем шире распространятся сервисы, тем больше появится терминалов NFC. Все они будут находиться в общедоступных местах, и вряд ли под тщательным присмотром, а значит, будут доступны для какой-либо модификации. Эти факторы создают очень комфортную среду для действий злоумышленников. И NFC-операторам придется крепко задуматься над тем, как соблюсти баланс между удобством быстрого платежа и его подтверждением. Задуматься над этим они должны будут прежде всего для защиты самих себя, ведь по закону о Национальной платежной системе, который частично вступил в силу в октябре, вся ответственность за платежи будет возложена на них, а не на абонента. И при возникновении спорной ситуации именно они должны будут доказывать, что платеж проведен законно, иначе придется возместить пользователю ущерб.


www.comnews.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса