Реклама
16 Сентября 2011, 08:46
2448

Как заработать на автоматах для дождливого города

Алексей Маврин и Сергей МироновАлексей Маврин и Сергей Миронов приучают жителей Петербурга, где в среднем 158 дождливых дней в году, покупать зонты в торговых автоматах. Продажи компании InSpb за первый год работы на 200% обогнали цифры из бизнес-плана: к концу года 3 млн руб. стартовых инвестиций должны окупиться, подсчитали предприниматели.

Миронов и Маврин — однокурсники: вместе учились в колледже при факультете кораблестроения Санкт-Петербургского технического университета. Вендинговым бизнесом Маврин заинтересовался в прошлом году: «Прочитал статью в Forbes о том, как один индус в Лондоне разработал интересную систему контроля объемов вендинговых продаж». У Алексея уже был предпринимательский опыт: раньше он вместе с партнером учредил компанию, которая владеет тремя домами престарелых в Петербурге, кроме того, Маврин — совладелец компании, которая специализируется на сертификации. Автоматы казались ему отличным вариантом для стартапа, который можно запустить с минимальным количеством людей.

В августе 2010 г. партнеры основали компанию InSpb. Наняли технолога, электронщика, менеджера по продажам. Закупили в Китае зонты и вендинговый автомат. Зонты проверку на прочность прошли. А вот автомат за $315, оказался хлипким. «Мы его тут же вскрыли перочинным ножом», — смеется Маврин. Пришлось заняться разработкой собственного. Он получился недорогой (затраты на производство Маврин не раскрывает). Если бы пришлось покупать автомат соответствующего качества у сторонних компаний, он обошелся бы вдвое дороже, отмечает бизнесмен. Небольшая цена автомата существенно снижает цену входа на рынок, считает Александр Золотарев, президент группы компаний «ЭПС вендинг».

Климатический товар

«Наш зонт — обычный черный, с металлическими струнами — может, не самый красивый, зато прочный, стоит всего 100 руб. и весит 100 граммов, говорит Маврин. Предприниматель добавляет, что более правильной была бы цена 120 руб., но для этого надо было бы встраивать в автомат устройство, выдающее сдачу, и это обошлось бы в дополнительные 8000-10 000 руб.

Первый автомат установили в бизнес-центре, где расположен офис InSpb: проверяли на неполадки. Иногда зонты так сминаются, что вместо одного автомат выдавал два, приводит пример Маврин. Неполадки, выявленные на этапе тестирования, пришлось исправлять. В каждом автомате появился встроенный модем, благодаря которому владельцы один раз в сутки получают sms-сообщения о количестве проданных зонтов. Первый независимый автомат установили в одной из петербургских больниц в феврале 2011 г.: за первый месяц работы он не продал ни одного зонта.

Инвестиции в запуск проекта составили 3 млн руб., сейчас в городе установлено 22 автомата InSpb.

Чтобы жители Петербурга привыкли покупать зонты в автоматах, надо построить в городе сеть из 400 торговых точек, считает Маврин. У людей еще не сформировалась привычка: они надеются на авось — как-нибудь проскочить непогоду. На маркетинговые исследования и рекламу InSpb не потратила ни рубля. Места для установки автоматов выбирали интуитивно: в бизнес-центрах, гостиницах, хостелах. «Некоторые бизнес-центры требуют немыслимые деньги за установку — 5000-10 000 руб. в месяц, что в нашем случае нерентабельно», — объясняет бизнесмен. Впрочем, некоторые, наоборот, сами предлагают бесплатно установить автоматы на их территории. Поскольку автоматы и зонты сами по себе рекламоносители, InSpb планирует зарабатывать еще и на этом. Пока удалось договориться только с гостиницей «Азимут» о бесплатной установке автомата в фойе благодаря тому, что его раскрасили в фирменные цвета отеля.

Построить и продать

«Зонт — это нишевый продукт, не то что кофе или шоколадки. Я не верю в нишевый вендинг и не стал бы строить такую “однотоварную” сеть, — уточняет Золотарев. — Сомневаюсь, что постояльцы дорогих отелей и сотрудники бизнес-центров будут покупать дешевые зонты». Золотарев видит только один шанс развития для InSpb: когда компания построит сеть в несколько сотен автоматов, прийти к крупному производителю зонтов и продаться ему.

Впрочем, InSpb стала и производителем, и сервисной компанией, что позволяет оптимизировать некоторые расходы. Компания даже начала делать автоматы на заказ: их можно приобрести за 50 000 руб. Маврин говорит, что на сервисное обслуживание уходит 20% от оборота. В следующем году InSpb планирует установить 120-150 новых автоматов в Питере и вложить в дело уже 15 млн руб. Сеть из 100 автоматов должна вывести оборот компании на 40 млн руб. в год, планируют в InSpb. Сейчас предприниматели ведут переговоры о продаже франшизы в Краснодаре.


Источник: www.vedomosti.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса