Реклама
12 Мая 2011, 09:21
2833

Информаты на выставке «Связь-Экспокомм 2011»

Прогуливаясь по стендам "СвязьЭкспокомм" надо заглядывать в самые дальние уголки - там, среди небольших китайских компаний с игрушечными и похожими друг на друга стендами, можно встретить и отечественных сборщиков весьма интересных решений, которые, в самое ближайшее время, заполнят рынок России. Речь идет о инфоматах, среди функций которых будет не только платежное приложение, как сейчас в "железных тумбах", но и выход в Интернет, возможность работать таксофоном и обеспечивать видеосвязь (все - по SIP-протоколу).

Информаты на выставке «Связь-Экспокомм 2011»


Если почитать релизы "Ростелекома", то кажется, что термин "инфомат", то есть информационный терминал, практически полностью монополизирован им применительно к проект госуслуг. Как бы не так - на рынке есть множество вариантов "железных ящиков", которые наполнены самым разным функционалом. Делают их, обычно, небольшие компании, а продвигают - операторы связи. Деньги они будут получать и от государства и от пользователей - каждый будет платить за свое.

Информаты госуслуг


Правда, внешний вид таких устройств разнится. "Вы посмотрите на эти "придворные" информаты, - говорит мне производитель из небольшой компании, - они красивые, функциональные, но совершенно не надежные. Достаточно одного гика, чтобы залить пиво в сканер или "вырубить" из строя принтер путем простого заклинивания там пустой пластиковой бутылки. А ведь надо пополнять лоток с бумагой, проводить инкассацию средств. Нет - для глубинки такие аппараты не подойдут: слишком дороги в обслуживании". В принципе, все разумно - на информатах "для неблагоприятных условий окружающей среды" не просто корпус, а 2-4 мм конструкционной стали, дисплеи хоть и сенсорные, но все-таки в исполнении "меня кувалда не берет", ударопрочные антивандальные металлические клавиатуры и шнур трубки представляет собой не оболочку с кабелем и стальным тросиком, а цельный бронерукав: так вырвать сложнее, ведь эта конструкция выдерживает 200 кг на отрыв. В идеале, конечно организуется резиновое уплотнение, а ввод проводов осуществляется по специальному каналу, что исключает попадание влаги на корпус и на платы. Ну и сам корпус даром, что сталь - а подвергается антикоррозийной обработке и окрашен порошковой эмалью, которая не горит. В принципе, именно такие устройства они созданы для долговременной автономной работы: все управление организовано дистанционно, как и заливка ПО - через Сеть можно включить или выключить информат, посмотреть окружающую ситуацию с помощью веб-камеры (с доступом к архиву), принять и обработать статистику по оказанным услугам.

таксомат Ростелекома


А вот заплатить за услуги населению с помощью такого устройства можно только по безналу: картоприемник, обычно, принимает все пластиковые карты - подходят как таксофонный "пластик", так и, в перспективе, универсальные карты обслуживания (как, впрочем, и любые банковские карты - от чиповых и магнитных до RFID-карт): те, которые "грозят" все россиянам уже в начале 2012 года. Конечно, в деревнях и поселках такие "тумбы" сначала вызовут культурный шок ("как это нельзя туда деньги засунуть?"), но постепенно люди привыкнут - все-таки на банковские карты и зарплаты и пенсии часто получают. Вот здесь инфоматы, реальные, а не "паркетные" их варианты, и пригодятся - будет такой образовательный проект из серии "почему не всегда надо обналичивать карту в банкомате". Кстати, вполне возможно поставить в такие устройства Wi-Fi роутеры - тогда, поставив такой инфомат, к примеру, на почте или в здании районной администрации, можно "разлить" мобильный интернет в радиусе нескольких десятков метров. Вполне себе борьба с цифровым неравенством.

"Каков же стандартный набор сервисов для таких "тумб"? Основной услугой будет, конечно, доступ к порталу Госуслуги. Хотя, это так мечтают разработчики - ведь "Ростелеком" запустил на днях вторую версию своего портала версии 2.0: видимо, был намек на два глобальных улучшения в виде нового интерфейса и возможности оплаты услуг карточками. Хотя, быть может общение с чиновниками российскому населению настолько претит, что они предпочтут такие информаты для оформления различных заявлений дистанционно. Коррупционная составляющая, опять же, поползет вниз. Быть может".

Формально, с помощью "ростелекомовского" инфомата можно получить 79 государственных услуг - но не все из них нужны "частнику". наиболее востребованными являются получение информации о штрафах в области безопасности дорожного движения, состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации и получение заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет.

Второй вариант - это, конечно, платежное приложение: оплата "коммуналки", связи и всех подобных сервисов - то, что пользуется популярностью и так. Теперь к этому добавится возможность оплатить налоги, штрафы, пошлины и другие сборы. Не знаю, как будут чувствовать себя сети типа Qiwi или Cyberplat при активности информатов - может быть тоже попробуют "донавесить" себе функционала. Но расставить такие терминалы буквально везде можно будет только по программе "Универсальная услуга связи" - так что безликие красные таксофоны по российским дорогам и селам, возможно, в ближайшее время "обрастут дополнительными сервисами Станут как минимум видеофонами. И третья функция, полезная в инфоматах - чистый доступ в Сеть и возможность сохранить данные на флешки и карты памяти. Не считая, понятное дело, общения по SIP-протоколу (ибо так куда как дешевле).

инфомат 2.0


Внутри у информатов, как не странно, установлены самые обычные неттопы - процессор Intel Atom или AMD Athlon, 512 Мб "оперативки", диск от 80 до 250 Гб и веб-камера. Дисплеи варьируются от 9 до 15 дюймов (чем больше - тем дороже), а подключать такие аппараты к Сети можно практически по любому каналу связи - от дрянного ADSL на слабенькой медной паре до мобильного модема 3G, "шнурка" Ethernet или спутникового канала VSAT. Для видеосвязи, правда, придется поднарастить канал - с нынешних 64 Кбит/с до 256 Кбит/с. Но, учитывая рост емкости магистральных сетей операторов связи, им такая задача вполне по силам.

Установка таки терминалов, полагаю, будет массовой уже с третьего квартала 2011 года. С одной стороны, свои 500 информатов поставит "Ростелеком", с другой - местные власти не захотят отставать от "национального чемпиона": заодно загрузят работой локальные подрядные организации и "родных" операторов связи. Есть и множество спецпроектов, где найдется место для информатов - к примеру, сотни исправительных учреждений ФСИН, куда необходимо поставить видеотерминалы для организации платных видеоразговоров осужденных с родственниками: помимо работы "как видеотаксофон" они должны поддерживать прием и отправку электронных писем. Крайне вероятно, что такие терминалы появятся и в воинских частях. Общение - это, все-таки, вечный бизнес.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса