Реклама
31 Августа 2010, 12:05
1799

Владельцы терминалов готовятся к монетизации

 Владельцы терминалов готовятся к монетизации

Постепенное вытеснение из оборота 10-рублевых купюр монетами уже отразилось на рынке моментальных платежей. Производители терминалов пытаются заработать на новых моделях терминалов — с монетоприемниками. Некоторые владельцы терминалов, которым мелкие платежи приносят основной доход, в свою очередь, планируют повышать комиссию за использование монет.

Массовый выпуск 10-рублевых монет ЦБ начал с 1 октября 2009 года, полностью замена купюр монетами должна быть завершена до конца текущего года. По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2010 года количество банкнот достоинством 10 руб. в обращении сократилось на 7,12%, а количество монет возросло на 13,34%.

По данным Ассоциации региональных операторов связи, в регионах средний размер платежа через платежные терминалы составляет около 40 руб., а в сельской местности две трети платежей не превышают 20 руб., таким образом, значительная часть платежей (более 50%) там осуществляется 10-рублевыми купюрами. В Москве и Санкт-Петербурге средний размер платежа — около 120 руб., однако и здесь существенная доля платежей (по оценке участников рынка — 25%) вносится 10-рублевыми купюрами.

Участники терминального рынка не скрывают, что уменьшение числа 10-рублевых купюр уже оказало влияние на их бизнес. По словам гендиректора и совладельца сети терминалов "Спринтнет" Рустэма Ахтарова, наиболее остро уменьшение числа 10-рублевых купюр чувствуется в терминалах, которые расположены рядом со школами и вузами: школьники и студенты, как правило, вносят платежи небольшими суммами, но довольно часто. Для многих владельцев терминалов важно именно число платежей, а не их суммы, указывают участники рынка. "Владельцы терминалов, работающие через нашу систему, как правило, устанавливают фиксированную комиссию, не зависящую от суммы платежа",— говорит Александра Высочкина, PR-директор платежной системы Qiwi (лидер рынка по числу обслуживаемых терминалов — более 100 тыс.). "При оценке целесообразности установки монетоприемников я пробовал вовсе отказаться от приема 10-рублевых купюр, в результате доход сократился примерно на 1,5 тыс. руб. в день с каждого терминала",— говорит владелец одной сети терминалов.

25% платежей через терминалы Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется 10-рублевыми купюрами

У владельцев терминалов есть два варианта перехода на работу с монетами — покупать новые аппараты или устанавливать монетоприемники в уже имеющиеся. Статистика показывает, что по первому пути идти готовы немногие — "КМ-Технолоджи" планирует реализовать до конца года 200-250 терминалов, пока смогла реализовать 20 и получила заявки еще на 15 (в России действует порядка 200 тыс. терминалов). "Наша сеть насчитывает около 3 тыс. терминалов, и менять все их на новые нет смысла, поскольку это очень дорого, гораздо проще приобрести монетоприемники и вмонтировать их в имеющиеся терминалы",— говорит господин Ахтаров. Установка каждого монетоприемника обойдется владельцу примерно в 13 тыс. руб.

Покрыть новые расходы некоторые владельцы терминалов собираются с помощью установления более высокой комиссии по платежам, вносимым монетами. "Я, например, установил комиссию в размере 2 руб. с каждой внесенной 10-рублевой купюры — независимо от суммы платежа,— говорит один из участников рынка.— Когда начнем принимать монеты, поставлю по ним комиссию 2,5-3 руб., чтобы отбить затраты на инкассацию и пересчет и заработать при этом". По словам госпожи Высочкиной, такие методы используют в основном мелкие игроки. "Программное обеспечение, установленное в системе Qiwi, не дает владельцам терминалов такой возможности",— говорит она.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) сообщили, что само по себе установление различного размера комиссии — в зависимости от номинала вносимых купюр (монет) и при надлежащем информировании об этом потребителя — нарушением антимонопольного законодательства не является. По словам главы управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлии Бондаревой, такая практика может быть сочтена нарушением, если компания имеет доминирующее положение на рынке или же если размер комиссии устанавливается в сговоре с другими участниками рынка в целях ограничения конкуренции.


Ксения Дементьева
Газета Комерсантъ


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса