Реклама
30 Марта 2010, 20:44
2305

Платежная система «Quickpay»: взгляд на фискализацию платежных терминалов

Задача данной статьи – дать объективное объяснение невозможности массового исполнения требований закона №103-ФЗ от 03.06.2009 к 1 апреля 2010 года (далее – Закон), вопреки бытующему мнению, особенно в налоговых кругах, о субъективно-саботирующих причинах не оснащения платежными агентами (непосредственными владельцами платежных терминалов) платежных терминалов контрольно-кассовой техникой (далее ККТ).

Вначале опишем последовательность шагов, которые необходимо сделать для того, чтобы работающая ККТ была установлена в платежный терминал и приведем ряд принципиальных моментов:

1. ККТ должна быть внесена в Государственный реестр ККТ

2. Производитель ККТ должен предоставить программное обеспечение ККТ, которое обеспечит связь с программным обеспечением, установленным в платежном терминале таким образом, чтобы ККТ могло воспринимать команды, подаваемые не кассиром, как обычно бывает при использовании ККТ, а программным обеспечением терминалов. Без этого программного обеспечения ККТ в автономном режиме работать не будет.

3. Затем платежная система, к которой подключен терминал, должна в свою очередь модифицировать свое программное обеспечение, чтобы оно могло подавать команды ККТ. Так как у разных производителей разное программное обеспечение для разных моделей ККТ, платежной системе нужно модифицировать свое программное обеспечение для каждой модели ККТ каждого производителя.

После того, как платежная система разработает программное обеспечение, позволяющее работать терминалу с данной моделью ККТ, она сообщает о такой возможности платежному агенту (владельцу терминалов).

4. Платежный агент, получив информацию от платежной системы о том, что данная модель ККТ может быть использована в его терминалах, принимает решение о покупке той или иной модели ККТ. Важно: при выборе модели ККТ платежному агенту нужно учитывать, на базе какого принтера работает та или иная модель ККТ; так как принтеры в терминалах уже установлены, а покупка ККТ, созданной на основе иного принтера приведет к необходимости его смены, что влечет значительные затраты.

5. Непосредственно процесс доработки - конфигурирование ККТ на базе имеющегося принтера платежного агента Центром Технического Обслуживания (далее - ЦТО).

6. Постановка ККТ на учет в налоговом органе и ввод ее в эксплуатацию.

Теперь рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

1. Многие думают, что началом данного процесса является дата подписания Закона президентом. На самом деле, реальной датой нужно считать 28 ноября 2009 г. Тогда в Закон были внесены поправки, закрепившие за теми моделями ККТ (вокруг легитимности которых после подписания закона развернулась полемика) право использования до 2014 года. Фактически на все оставшиеся этапы было отведено 4 месяца, это с учетом того, что в России установлено, примерно, 300 000 терминалов.

2. На указанную дату, готовым предоставить программное обеспечение на ККТ, совместимое с программным обеспечением большинства платежных систем, оказался только ООО «Пэй Киоск» (группа компаний АТОЛ), производитель ККТ "PayVKP-80К" на базе принтера VKP-80, ККТ "PayPPU-700К" на базе принтера PPU-700, ККТ "PayCTS-2000К" на базе принтера CTS-2000. Но при этом, данные модели ККТ не соответствуют будущим требованиям законодательства и требуют дополнительной доработки, нового внесения в Государственный реестр ККТ и, возможно, дополнительных затрат. Кроме того, есть риск, что доработки не будут приняты и данные модели в Госреестре после 2014 года не появятся.

У двух других основных производителей ККТ, использующих популярные модели принтеров ООО «МультиСофт Системз» и ООО «Ярус», программное обеспечение предусматривало требование законодательства (связь фискального регистратора с купюроприемником), но не соответствовало программному обеспечению платежных систем, которые такую связь не предусматривают. Подобная доработка потребовала бы принципиального изменения программного обеспечения, отработанного годами, что выразилось бы в существенных временных - около 6 месяцев и трудовых затратах. Указанным производителям ККТ все-таки пришлось «подстраиваться» под существующие условия и срочно дорабатывать программное обеспечение своих моделей. Таким образом, доработанное программное обеспечение моделей ККТ было предоставлено платежным системам в марте 2010.

3. С момента получения программного обеспечения от производителей, платежным системам необходимо время для доработки своего программного обеспечения под работу с каждой конкретной моделью ККТ. Только для разработки самых необходимых команд: печать чека, X и Z-отчетов, передача данных в ЭКЛЗ и т.д. требуется около 2 недель в самом авральном режиме (работа без выходных, с 8 до 22). В связи с этим, компания Киберплат опубликовала новость, что готова работать с фискальными регистраторами марки «Ярус», только 18 марта. 

4. Таким образом, реальная возможность выбирать модель фискального регистратора у платежных агентов появилась только во второй половине марта. До этого времени, они шли на сознательный риск, выбирая из вариантов: купить фискальный регистратор, который возможно придется менять через 3 года (в случае с фискальными регистраторами производителя «Пэй Киоск»), либо купить ККТ других производителей с надеждой, что платежная система когда-нибудь сможет прописать возможность работы с этими моделями ККТ в своем программном обеспечении. Были случаи, когда не было возможности выбирать. К примеру, ситуация с принтером STAR-TUP: модель ККТ для него до сих пор не работает у большинства платежных систем, в том числе работающих на операционной системе Lunix.  

Как раз эти платежные агенты, которые пошли на риск, в данный момент и составляют ту часть владельцев терминалов, которые, согласно статистическим данным, зарегистрировали в налоговых органах свои ККТ.

Те агенты, которые были не готовы рисковать (а таких большинство) получили информацию о моделях, внесенных в госреестр, только во второй половине марта. На практики они столкнулись с тем, что невозможно быстро купить и установить ККТ, так как:

· среднее время готовности ККТ к отгрузке после 100%-ой предоплаты составляет 2 недели и этот срок постоянно растет. Что совершенно объективно: получив информацию от своих платежных систем только во второй половине марта, практически вся масса платежных агентов (порядка 80%), разом начала процесс фискализации, начали покупать ККТ; производители не справляются с таким недетерминированным потоком покупателей;

· доставка до региона платежного агента (все производители находятся в Москве, и хотя в регионах у них могут находиться ЦТО, у которых теоретически можно было бы купить ККТ, но на практике у них в наличии ККТ нет) зависит от места удаления от Москвы и может составлять до 10 дней. Некоторые платежные агенты сами направляются в Москву самолетом, чтобы хотя бы на несколько дней сократить срок доставки.

5. Следующая стадия – конфигурирование ККТ на базе имеющегося у платежного агента принтера с оформлением всех необходимых документов в ЦТО. Среднее время на проведение такой доработки – 2 часа, соответственно, со средним штатом в 2-3 человека, одно ЦТО может совмещать с принтером только 8-12 фискальных регистраторов в день. Но так как сотрудники ЦТО не могут заниматься доработками весь день (личное присутствие сотрудника ЦТО и его выезд к месту установки терминала требуется при постановке ККТ на учет в налоговом органе), как показала практика, количество дорабатываемых принтеров сокращается до 4-8 штук.

6. При всех обстоятельствах, которые перечислены выше, есть еще один аспект – регистрация фискальных регистраторов в налоговых органах и возникающие при этом проблемы и трудности:

· Не на всех территориях есть аккредитованные производителями ЦТО. Как говорилось выше, до середины марта у платежных агентов не было информации о возможности работы моделей ККТ, кроме моделей производства «Пэй Киоск», и, соответственно, агенты покупали технику в основном этого производителя. Но на территории многих субъектов РФ (например, в Республике Алтай), не оказалось ни одного ЦТО, аккредитованного ООО «Пэй Киоск» – а без наличия аккредитованного ЦТО, налоговый орган по закону не может поставить кассовую технику на учет. Процесс же аккредитации новых ЦТО достаточно забюрократизирован и занимает много времени. В результате, на сегодня в Республике Алтай нет ни одного случая зарегистрированной ККТ производителя ООО «Пэй Киоск», но на руках агентов есть много купленных ККТ.

· В налоговых инспекциях нет однозначного понимания, требуется ли открытие обособленных подразделений в тех случаях, когда платежные терминалы одного платежного агента находятся в разных регионах. Так, в некоторых налоговых инспекциях нашим платежным агентам предлагают сначала зарегистрировать в регионе установки платежного терминала обособленное подразделение, и лишь затем обратиться в инспекцию этого региона за регистрацией ККТ.
Хотя в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 августа 2009 г. N 03-01-15/8-409 разъясняется, что возможны два варианта постановки на учет ККТ в составе платежного терминала. В случае, если платежный терминал используется непосредственно организацией или индивидуальным предпринимателем, регистрация производится по месту нахождения организации или соответственно по месту жительства индивидуального предпринимателя. В случае же, если контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала будет применяться обособленным подразделением организации, заявление о регистрации представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данного обособленного подразделения организации.
Сама по себе установка платежного терминала не порождает обязанности регистрировать обособленное подразделение.

· Не все налоговые инспекции согласны ограничиться набором документов, который по регламенту положено подавать для постановки ККТ на учет. В соответствии с п. 27 «Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации», для постановки на учет необходимо предоставить:

- заявление о регистрации контрольно-кассовой техники;

- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;

-договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники.

Список является исчерпывающим, но это не мешает налоговым органам требовать дополнительного предоставления документов, подтверждающих право собственности платежного агента на платежный терминал и право собственности или договор аренды на помещение, в котором данный терминал расположен, схему помещения, в котором установлен платежный терминал и др.

Выводы:

В результате вышесказанного математика не складывается (а она, в отличие от риторики, наука точная):

1. Агент получает информацию о том, какие модели ККТ можно покупать только после середины марта, в районе 20 числа, бывает и позже;

2. Покупает модель ККТ – это плюс 15 дней, равно 05 апреля;

3. Модель ККТ доставляют до места – плюс 10 дней, равно 20 апреля;

4. ЦТО производит доработку, с учетом скопившейся очереди на эту процедуру – плюс 5 дней, равно 25 апреля;

5. Постановка на учет в налоговом органе, согласно законодательству, - плюс 5 дней, равно 30 апреля;

ИТОГО: в среднем, без дополнительных задержек, получается – 30 апреля.

Этот срок может быть каким-либо образом незначительно сокращен: дней на 5, максимум 10, но может быть и незначительно продлен, так как мы не учитывали затрат времени на выставление и оплату счетов, на перевод оплаты банками и т.п.

Таким образом, законопослушный предприниматель оказывается правонарушителем, и обречен на то, чтобы платить штраф или судиться с неизвестным результатом, доказывая, что он не мог по объективным причинам исполнить предписание закона. А всего этого можно было бы избежать, если бы была организована связь между теми, кто принимает законы и устанавливает сроки, и теми, кому адресован закон и кто вовлечен в его реализацию.

Вот мы и получаем цифры средней статистики по стране на сегодня:

· Количество агентов, оплативших фискальные регистраторы ~ 70%

· Из них имеющие комплекты доработки на руках ~ 30%

· Из них зарегистрировали фискальные регистраторы - менее 30%, т.е. менее 10% от всех платежных агентов.

Как видим, исполнение платежным агентом требования Федерального закона об использовании с 01 апреля 2010 года при приеме платежей через платежный терминал контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и контрольной лентой, которая надлежащим образом зарегистрирована в налоговых органах, зависит от владельца платежных терминалов в самой меньшей степени. Невозможность исполнения владельцем терминалов указанного положения Федерального закона сложилась из объективных причин и проблем, возникающих у других структур, в том числе из-за проблем государства, связанных с не уточнением специфики отрасли; в конечном счете, из-за того, что законодателем было отведено объективно мало времени на переустройство всей системы приема платежей.

В связи со всем вышеизложенным, мы просим ввести мораторий на штрафные санкции сроком на три месяца, чтобы владельцы платежных терминалов не несли ответственность за все структуры, а смогли бы, наконец, приобрести модели контрольно-кассовой техники, которые будут нормально работать в платежных терминалах и смогли бы поставить их на учет в налоговых инспекциях.
Применив мораторий на наказание владельцев терминалов за неисполнение требований по установке ККТ, Вы тем самым сохраните целый массив малого бизнеса. Мы не просим отменить вступивший в силу закон или поменять его, но мы просим дать бизнесу возможность и время выполнить все требования и продолжить работу в новом цивилизованном формате.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса