19 Сентября 2008, 21:17
2471

Перспективы e-ticket в России

Дистанционная оплата электронных билетов (e-ticket) в ближайшие годы заменит уже привычную процедуру покупки билетов в кассе.

Надо ли говорить, что и сами e-ticket должны полностью вытеснить билеты на бумажных носителях. Об этом уверенно заявляют участники рынка. Однако информированность пользователей о возможности дистанционного приобретения билета находится на столь низком уровне, что многие и не представляют, как выглядит сама процедура и что такое e-ticket.

Толчок для развития e-ticket дали авиаперевозки, вернее, - бурный рост цен на авиакеросин. Перевозчики, изыскивая новые способы экономии, вычислили, что электронный билет обходится в 10 раз дешевле обычного, и взяли курс на сокращение расходов. Это случилось всего 4-5 лет назад, и сейчас большинство зарубежных авиакомпаний хранит информацию о перелете не на бланке, а в собственной электронной базе данных. При этом после оплаты владелец билета может поменять условия проезда. "Электронный билет формируется после завершения бронирования и оплаты. В качестве подтверждения на электронный адрес заказчика приходит маршрутная квитанция (itinerary receipt)", - пояснили в российской авиакомпании S7 Airlines.

Постепенно электронные билеты стали доступны и на железных дорогах. А вот автобусные перевозки осваивались еще медленне. Только в прошлом году в Европе они стали получать более менее широкое распространение. В России ситуация иная. E-ticket пришли к нам не в виде совершенно новой технлогии, и российские компании перенимают этот опыт комплексно. Авиаперевозчики более активно занимаются созданием систем онлайн-бронирования и внедрением электронных билетов. Но в Петербурге сейчас можно заказать и оплатить электронный билет по всем видам пассажирских перевозок – другое дело, что далеко не у всех компаний-перевозчиков.

Так, РЖД-билеты можно заказать на сайте компании. Так же поступают и авиакомпании, и автобусные перевозчики. Забронировать – это одно, но по-настоящему удобная схема предполагает и возможность дистанционной оплаты. Только вот «электронные деньги», платежи с мобильников, как и кредитные карты, нельзя назвать популярным средством оплаты. В пресс-службе РЖД, подводя итоги первого года работы системы интернет-продаж, сообщили, что только 50 тыс. человек заказывали билеты таким образом (было продано около 234 тыс. билетов). Для сравнения, в 2007 году услугами дальнего следования РЖД воспользовались более 100 млн пассажиров.

В первую очередь, в распространении e-ticket заинтересованы сами перевозчики, а также компании-посредники, предоставляющие свои услуги при продаже билетов. Схема реализации требует от них минимум расходов, поэтому пока их усилия направлены на то, чтобы донести информацию о существовании такой возможности до пассажиров.

Продажа электронных билетов начинает обрастать дополнительными вариантами. Так, компания «Мобильные дисконтные системы» (MDS), продающая сервис Mobiticket, предлагает не только заказывать билет на сайте, но и забронировать его по телефону. Все процедуры идентификации привязаны к номеру мобильного телефона, который служит индивидуальным кодом пользователя (специальная регистрация не требуется). Заплатить за свой электронный билет труда не составит: помимо, электронных и мобильных денег, банковской карты можно провести оплату через платежный терминал, киоск продажи проездных или заплатить в любом салоне «Евросети». Такая схема доступна большинству пользователей.

«Мы считаем, что в перспективе именно этот способ покупки, заказ через Интернет и оплата в удобном для клиента салоне, станет наиболее популярным и будет использоваться повсеместно. Уже сейчас этот проект показывает очень высокие и многообещающие результаты», - отметила PR-менеджер «Евросети» в СЗФО Анна Меньшакова. Она не исключает, что спектр компаний, с которыми сотрудничает «Евросеть» при проведении платежей будет расширен.

Напомним, что к приему платежей за электронные билеты подключилась и система e-port, действующая в сотрудничестве с компание «Визит» (продает билеты на автобусы из Санкт-Петербурга в Финляндию). Билет оформляется на сайте, оплата происходит через e-port, а после квитанцию необходимо распечатать.

«Как и для приобретения билетов в обычной кассе, пассажир указывает личные данные: ФИО, номер паспорта и пр. Также нужно указать номер телефона для связи и электронный адрес. В разделе оплаты пользователь может выбрать подходящий ему способ перечисления средств», рассказывает директор по маркетингу и PR группы e-port Александра Высочкина. Средства поступают на счет получателя в течение нескольких минут, и пассажир практически сразу может распечатать маршрутную квитанцию (e -ticket ) - эта квитанция и заменяет традиционный билет, поясняет она.

Электронный билет на несколько процентов дешевле обычных, так как сборы за оформление, комиссия агентству и кассам не оплачивается. Кроме того, электронный билет нельзя потерять: информация хранится в специальной базе данных компании-перевозчика в электронном виде, а маршрутную квитанцию можно просто распечатать еще раз.

«Популярность услуги растет в основном среди достаточно молодой аудитории, восприимчивой к инновациям. Пока на пути популярности электронных билетов среди всех слоев населения есть препятствие в виде привычки пассажиров приобретать билеты на традиционных бланках и именно в кассах. Кроме того, в регионах интернет-технологии распространены несколько меньше, чем в крупных городах», - отмечает Высочкина.
    

CellNews


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса