Реклама
7 Марта 2008, 10:04
1943

Платежные терминалы мечтают о двукратном росте

Рынок электронных платежных систем в 2007 г. показал устойчивый рост. Возможности для развития обеспечивает недостаточный, по собственным оценкам операторов, уровень проникновения терминалов оплаты и растущий набор платежных услуг. Тем не менее, эксперты предрекают конкуренцию со стороны сотовых операторов и ставят под сомнение скорое появление новых услуг, доступных для оплаты через терминалы, передает CNews.

По сравнению с 2006 г. оборот компании ОСМП вырос в 2,5 раза, что соответствует общему темпу развития рынка ЭПС в Санкт-Петербурге. «В среднем по России преимущественную долю в обороте компании составляют платежи за мобильную связь — 95%, на электронные кошельки приходится около 1,12%, на интернет и IP-телефонию — 1,66%, телевидение — 1,22% и оплату ЖКХ — 1%», — сообщили CNews в ОСМП.

Генеральный директор «Унисенсора» (торговая марка «Уникасса») Константин Сивцов говорит, что рост оборота его компании в 2007 г. составил 25%. «Мобильная связь у нас занимает 63%, далее идут интернет-услуги и ЖКХ», — говорит он.

В системе терминалов «Кассира.нет», развиваемой Петербургским социальным коммерческим банком (ПСКБ), мобильная связь занимает 60% платежей, тогда как интернет, ЖКХ и прием платежей за обучение в вузах составляют оставшиеся 40%. «Мы развиваем направление приема платежей за ЖКХ в рамках программы сотрудничества с ТСЖ и управляющими компаниями, которую мы активно продвигаем в Петербурге», — сообщил начальник управления развития платежной системы банка Алексей Медведев.

Все опрошенные CNews операторы отметили тенденцию к небольшому (порядка 3%) снижению платежей в пользу сотовых операторов, рост платежей за интернет, ЖКХ, фиксированную связь и услуги платного ТВ. Говорить о насыщенности терминального рынка пока не приходится, отмечают его участники. «Плотность сети автоматов в среднем составляет 1 автомат самообслуживания на 2 тыс. жителей Санкт-Петербурга. Резерв роста составляет до 1 автомата на 1 тыс. человек», — говорят в ОСМП. «Сейчас в Петербурге в нашей системе оперируют 140 терминалов, в 2008 г. мы планируем значительно увеличить их количество», — говорит Сивцов из «Уникассы». В рамках платежной системы «Кассира.нет» в Петербурге работает порядка 150 терминалов.

По оценкам ОСМП, стоимость аренды в Петербурге в среднем составляет 150–250 евро за 1 кв.м. В «Уникассе» отмечают, что говорить о средней рыночной стоимости аренды мест под терминалы оплаты в Петербурге не приходится. «В одном и том же магазине мы можем платить аренду иногда в разы меньшую, чем платят наши конкуренты», — говорят в компании. По оценкам эксперта, пожелавшего остаться неназванным, ставки составляют от 3 тыс. до 20 тыс. руб. за 1 кв. м.

Операторы прогнозируют в ближайшие 2–3 года двукратный рост рынка. Основными драйверами станут дальнейшее сотрудничество с операторами сотовой связи, увеличение доли платежей за услуги ЖКХ, а также появление новых видов платежей — штрафы, налоги, госпошлины, авиа- и ж/д билеты, билеты в театр, кино и т.д.

Аналитик Денис Кусков считает, что рост рынка электронных платежей в целом не будет означать роста сегмента оплат через терминалы. «Забить» в терминал весь спектр возможных платежей в короткие сроки не удастся, отчасти это невозможно технически, отчасти не позволяет правовая база. Что касается реализации разного рода билетов, то здесь «терминальщиков» могут опередить «сотовики»: в текущем году услуга оплаты таких покупок может быть реализована несколькими банками в сетях ведущих сотовых операторов, переговоры об этом уже ведутся", — говорит Кусков.

Говоря о конкретных механизмах обеспечения роста бизнеса, операторы отмечают несколько направлений. Так, ОСМП планирует в 2008 г. довести количество провайдеров услуг в своей системе до 10 тыс., в первую очередь за счет региональных поставщиков услуг. «Уникасса» готовит к внедрению ряд новых сервисов и делает ставку на продвижение собственного бренда. «Узнаваемость аппаратов и интерфейса обеспечивает оператору собственных клиентов, привязанных к определенной сети», — отмечают в компании. По мнению Алексея Медведева, закрепление брендов на рынке ЭПС еще начинается, и пока серьезного влияния на борьбу за клиента не оказывает.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса