12 ноября вступают в силу новые требования к платежным терминалам: они должны будут работать только через кредитные организации (т.е. банки), являясь их агентами. В результате может сократиться перечень принимаемых платежей, вырасти комиссия, из-за чего востребованность таких терминалов резко упадет.
"Закручивание гаек" с формальной точки зрения ведется в рамках борьбы с финансовыми преступлениями – владельцев терминалов обвиняют в невыдаче чеков, из-за которых возникают потоки неучтенной наличности – а раз возникает эта неучтенная наличность, значит, кто-то не платит налоги и занимается "обналичкой", - то есть, перепродажей этих самых неучтенных наличных денег.
На самом же деле ситуация более смахивает на лоббирование интересов одного из участников рынка – платежной системы, аффилированной с крупным коммерческим банков. Она является единственной, кто никак не пострадает от нововведений; при этом их сторонники делают как раз в своих выступлениях упор на то, что для банков и владельцев терминалов стоимость вхождения на рынок приема платежей, равно как и риски, несоизмеримы в пользу последних, а рентабельность этого бизнеса такова, что зарабатывать что-то можно только незаконным путем – то есть, при помощи махинаций с неучтенной наличностью.
Агентская схема, по которой все работают сегодня, при этом абсолютно законна, что подтверждает Минсвязи: согласно пункту 24 "Правил оказания услуг подвижной связи" оператор имеет право поручить третьему лицу осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи. Банком это третье лицо быть вовсе не обязано.
Между тем от ввода новой схемы пострадают в первую очередь потребители: за счет включения еще одного посредника – банка – вырастет комиссия, а также сузится круг организаций, в пользу которых можно совершать платежи (в банковской схеме остаются только платежи за электросвязь и коммунальные. С последними также возникнет проблема, т.к. коммунальные службы имеют договоры либо с ЕИРЦ по агентской схеме, либо с уполномоченными банками). Более того, страдает так называемое "золотое ядро" аудитории, на которое, как правило, ориентировано большинство современных услуг. Пользователи терминалов – это наиболее активная часть населения как с точки зрения возраста (ядро - 16-30 лет), так и по совокупности различных социально-демографических характеристик (образование, доход, склонности к инновационному поведению). Около половины пользователей терминалов имеют опыт использования терминалов более года, при этом частота осуществления платежей через терминалы возрастает с ростом срока их использования. В целом потребители воспринимают терминалы как наиболее приближенный к «идеальному» способ осуществления платежей (Надежность поступления денег на счет, моментальность поступления денег на счет, минимальные временные затраты на совершение платежа, близость к дому/ удобство расположения, простая процедура оплаты, отсутствие комиссии / небольшая комиссия), и позитивное отношение к ним преобладает как среди реальных, так и среди потенциальных пользователей. Для 38% населения платежные терминалы стали основным местом оплаты за услуги сотовой связи.
Отдельная проблема банковской схемы – идентификация пользователя. Под идентификацию подпадают такие популярные платежи, как погашение кредитов, пополнение электронных кошельков, пополнение банковских карт – сегодня по закону для этого нужно кому-то предъявлять паспорт или другой документ, то есть, к каждому терминалу придется приставить специального сотрудника для этих целей либо возможность совершения таких платежей убрать.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.