За последние полгода в Петербурге объявлено сразу о нескольких крупных проектах по строительству сетей платежных терминалов – аппаратов для приема моментальных платежей за различные услуги (сотовая связь, кредиты, коммунальные услуги и т.д.). В городе, в первую очередь в помещениях магазинов, переходах и вестибюлях метро, работает уже более 300 терминалов. Только за лето рынок количественно вырос на 60%. Согласно данным аналитического агентства «Сотовик», в России рынок платежных терминалов для оплаты связи по темпам роста опережает бизнес сотовых операторов в два-шесть раз, в зависимости от региона, а растет на 50−80% в год.
Сейчас терминалы в основном используются для оплаты услуг мобильной связи. Именно сотовый рынок определяет успех рынка терминального. Расходы петербуржцев на оплату услуг операторов мобильной связи, по приблизительным оценкам, ежемесячно зашкаливают за 40 млн долларов, и около 20−30% платежей уже приходятся на автоматы.
Дело больших
Сегодня главная движущая сила рынка – крупные компании, которые постепенно охватывают сетями платежных терминалов все районы города. Лидер рынка платежных терминалов – компания ОСМП, работающая по всей России. У нее 439 терминалов на Северо-Западе, из них 215 расположены в Петербурге. Одним из крупнейших партнеров ОСМП стала сеть «Пятерочка» – в магазинах этой компании расположено до 50 платежных терминалов. Еще один лидер – «Элекснет СПб», у которого в городе уже более 150 терминалов, а к концу года, по планам компании, их будет не менее 300. В петербургском метрополитене самые прочные позиции занимает компания «Унисенсор» с проектом «Уникасса», в рамках которого запущено более 60 терминалов, а до конца года будет работать уже около 200. Наконец, свои проекты развивают московский СДМ-банк (сеть терминалов «Плат-форма»), «СКБ ВТ „Искра“» и компания «Парнет Экспресс» (продвигает услуги под торговой маркой I-box). На этих игроков к концу года будет приходиться еще как минимум 150−200 платежных точек.
Большинство сетей помимо традиционных услуг по оплате мобильной связи, Интернета и платного ТВ с помощью своих терминалов предоставляют возможность пополнить счет пластиковой карты VISA, выданной любым российским банком. Кроме того, через терминалы компании можно внести деньги в счет оплаты кредита, выданного несколькими российскими банками (чаще всего Дельта-банком, Альфа-банком, банком «Русский стандарт», а также Импэксбанком). Меньше всего развит прием коммунальных платежей, связано это с консервативной позицией городского процессингового центра, который пока выставляет слишком жесткие условия. Зарабатывают сети терминалов на комиссиях, взимаемых за каждый осуществленный пользователем перевод. Например, при оплате мобильной связи размер этих комиссий колеблется от 1,5 до 3% от общего объема платежа. Причем ряд сетей по одним направлениям взимает комиссию с плательщика, а по другим (например, по кредитным платежам) – с организаций, на счета которых переводится платеж.
Все крупные игроки говорят о серьезном росте рынка. Дело доходит до того, что поставщики автоматов не успевают удовлетворять спрос и порой возникает дефицит платежных терминалов – сети ждут новых партий несколько месяцев. Заместитель генерального директора «Элекснет-СПб» Андрей Язев утверждает, что емкость рынка платежей в Петербурге очень велика: «Если говорить о развитии на нем платежных систем, подобных нашей, это даже условно бесконечный рынок». По его словам, в некоторых местах уже приходится устанавливать по два аппарата, поскольку пропускной способности одного часто просто не хватает. Генеральный директор компании «Унисенсор» Константин Сивцов также уверен, что потенциал местного рынка приема платежей огромен: «Вот уже год, как мы фиксируем стабильный прирост операций через нашу систему как минимум на 15% в месяц», – говорит Сивцов.
Как заработать на терминале
Потенциал платежных терминалов подтверждает и тот факт, что они стали объектом пристального внимания малого бизнеса. Это укладывается в мировую тенденцию. Например, в США до 50% всех платежных терминалов принадлежит малым предпринимателям, поддерживающим по два-три подобных аппарата в своих небольших магазинах у дома, в кафе, на автостоянках и заправках. У нас наиболее популярна установка терминалов в торговых точках. Владелец магазина в результате не только получает доход от терминалов, но и повышает объем продаж за счет увеличения числа покупателей, привлеченных новым сервисом.
Важным стимулирующим фактором для развития этого бизнеса является то, что платежные терминалы до сих пор не подлежат лицензированию. Для их установки не требуется получать специальные разрешения и проходить процедуру регистрации в государственных и муниципальных органах власти. Для подключения нужно: 1 кв. м площади, заземленная электрическая розетка с напряжением сети 220 В и выход в Интернет (через выделенный канал или по сети сотовых операторов по технологии GPRS).
Как говорит Сергей Бушман, директор ООО «Комендантский» (владеет тремя продуктовыми магазинами), минимальная стоимость «входного билета» в платежный бизнес составляет от 10 тыс. долларов. Она складывается из стоимости терминалов (одного-двух для начала), суммы оборотных средств на депозитном счете, расходов на создание инфраструктуры для обслуживания аппаратов и при необходимости расходов на рекламную компанию. Срок окупаемости платежного терминала в среднем составляет от трех до шести месяцев. Здесь определяющую роль играет место расположения аппарата и его доступность. По словам Бушмана, платежный автомат при правильной организации бизнеса способен приносить в среднем 380 тыс. рублей чистой прибыли в год. При этом сами аппараты приобретаются по лизинговой схеме, а в Интернете даже есть специальные сайты, где можно пройти почти всю процедуру оформления и организации платежного бизнеса от начала до конца.
Процедура организации бизнеса довольно проста. Предприниматель приобретает терминал и заключает договор с организатором платежной системы (чаще всего ему в этом помогает поставщик оборудования). Дальше новоиспеченный владелец терминала устанавливает платежный автомат на своей или арендованной площади и назначает процент комиссии с каждого проведенного платежа (например, 1,5−3%) или фиксированную сумму (7−10 рублей). Организатор платежной системы открывает отдельный лицевой счет (депозит), предприниматель перечисляет на него авансовый платеж и получает доступ к информационной системе для контроля состояния депозита и текущих операций на терминале.
Когда абонент оплачивает услугу, информация о проведенной через терминал операции поступает на сервер организатора платежной системы. С лицевого счета владельца терминала автоматически снимается сумма данного платежа и перечисляется на счет получателя (поставщика услуг). При пересчете и зачислении средств на счет банк удерживает 0,1−0,15% от принятой суммы. Владелец терминала получает комиссию с каждого платежа, а по результатам месяца – дополнительное вознаграждение от поставщиков услуг. Из своего дохода он платит налог государству. При этом налогом облагается не сумма оборота, а прибыль, полученная с терминала.
Сегодня число платежных терминалов, независимых от крупных сетей, уже достигло в Петербурге 100−150. Дальше доля малого бизнеса на этом рынке, как утверждает Бушман, будет только увеличиваться.
Функциональный прорыв
Надежды на дальнейшее бурное развитие рынка платежных терминалов связаны также с ростом их функциональности. Автоматы самообслуживания постепенно вбирают в себя все больше и больше технологий: скоро с их помощью можно будет не только оплатить разнообразные услуги, но и получить дополнительные сервисы. Например, компания Newest Global Technology уже продвигает на рынке платежные терминалы, совмещенные с контент-киосками – автоматами по продаже мобильного контента (мелодий, картинок и игр). Пользователь такого информационного киоска может просмотреть демо-версии игр, прослушать мелодии, переслать фотографии и редактировать их. Терминалы позволяют загружать контент для мобильных телефонов посредством Bluetooth, ИК-порта, или же с автомата можно отправить SMS-сообщение, содержащее WAP-ссылку.
Очень надеются разработчики терминалов и на дальнейший рост потребительского кредитования. В прошлом году ведущий российский производитель контрольно-кассовой техники компания «СКБ ВТ „Искра“» представила новые платежные терминалы для почтовых отделений. Они позволяют оплачивать услуги сотовой связи и производить погашение кредитов. На последнюю функцию сделана особая ставка. Подавляющее большинство граждан предпочитают переводить кредитные платежи по почте (которая по сравнению с банками берет наименьшие комиссионные – 1% против 4%). По мере массового распространения в России покупок в кредит нагрузка на операторов почтовых отделений резко возросла, в отделениях часто образуются очереди. Платежные терминалы «Искры», разработанные совместно со специалистами российской почтовой системы, в значительной мере должны решить эту проблему. Важно, что для использования представленных терминалов не нужны специальные смарт-карты: они считывают штрих-код непосредственно с квитанции на оплату, которую присылает банк.
Вообще, применение штрих-кода в терминальных платежах – важный прорыв с точки зрения удобства пользования. Некоторые автоматы уже выдают после проведения операции чек со штрих-кодом. Этот код содержит всю информацию о платеже, поэтому в дальнейшем при совершении аналогичной операции достаточно вставить его в отверстие для приема купюр – и данные появятся на экране. То есть клиенту не придется вновь вводить номер телефона или лицевого счета.
Второе перспективное направление – терминалы оплаты на автозаправках. Здесь пока лидирует компания «Несте», у которой на более чем 10 автозаправках уже установлены автономные платежные терминалы Autotank, позволяющие переводить деньги за купленный бензин. Как рассказал начальник службы эксплуатации АЗС «Несте Санкт-Петербург» Николай Маликин, сегодня компания реализует целую программу полной автоматизации заправки автомобиля. В апреле этого года компания Autotank Ab даже открыла в Петербурге сборочное производство автоматических топливораздаточных терминалов, что должно подхлестнуть игроков топливного рынка к активному внедрению перспективной технологии.
Психопластик
Казалось бы, уже в ближайшее время платежные терминалы должны вытеснить традиционные кассы оплаты услуг: ведь автоматы удобнее, функциональнее, не требуют содержания больших помещений и целого штата персонала. Платежные терминалы обычно устанавливаются в местах большой посещаемости: в магазинах, на вокзалах, в банках, учебных заведениях, государственных организациях. Многие продовольственные магазины работают практически до полуночи, некоторые открыты всю ночь. Вокзалы и аэропорты принимают и отправляют пассажиров круглые сутки. Поэтому благодаря платежным терминалам в таких местах можно заплатить за услуги мобильной связи и оплатить коммунальные услуги даже тогда, когда не работают банки, а салоны сотовой связи давно закрыты.
Между тем при сотовых салонах до сих пор существуют традиционные кассы оплаты услуг мобильной связи и именно там большинство пользователей предпочитают вносить деньги на счет. Торговцы мобильными телефонами и сотовые операторы, совместно развивающие традиционные пункты оплаты услуг, пока не намерены отказываться от этого направления. Более того, все операторы «большой тройки» в рамках программ повышения качества обслуживания абонентов до конца этого года запланировали существенные инвестиции в развитие кассового сервиса.
Ситуация похожа на ту, что сложилась на рынке пластиковых карт. Есть заметный рост, который пока не перешел в качественный, полностью меняющий рыночную картину. Общеизвестно: пластиковые карты не воспринимаются повсеместно как платежный инструмент, в первую очередь они используются для получения заработной платы и пенсии путем снятия наличных денег в банкомате. «Эти показатели говорят о том, что россияне еще не рассматривают банковские карты как альтернативу наличным. Культура оплаты товаров и услуг с помощью пластиковых карт в нашей стране только начинает формироваться, – говорит Леонид Решетов, почетный доктор Стокгольмского университета, консультант ряда скандинавских телекоммуникационных компаний. – В случае с платежными терминалами проблема аналогична: механизму cash in – когда деньги отдаешь устройству, а не, наоборот, получаешь, – пока не очень доверяют. Ты отдаешь деньги, кажется, в никуда. В то время как в традиционном пункте оплаты их принимает кассир, который на ваших глазах переносит наличность в кассовый аппарат и выдает чек. На малотехнологичных рынках больше склонны доверять человеку, нежели машине, – это известный закон психологии потребления».
Фактически рынки пластиковых карт и платежных терминалов развиваются рука об руку. Как только на первом произойдут заметные эволюционные сдвиги, изменится и второй – платежные автоматы самообслуживания будут восприниматься большинством потребителей как нечто обычное и повседневное.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.