Рынок приема платежей за услуги сотовой связи меняется. Если три года назад платежи наличными составляли всего 10% от общего объема платежей, а оплата услуг и пополнение счетов с помощью приобретенных карт различных провайдеров и операторов связи – 90%, то теперь на оплату наличными приходится 85% от всего объема платежей, пишет газета gazeta.etatar.ru .
Российский рынок наличных платежей начал стремительный рост в 2003 году, постепенно вытесняя платежи по картам как менее удобный способ оплаты. Именно тогда в крупных торговых центрах и супермаркетах начали появляться так называемые платежные терминалы. В Казани возможность пополнить свой счет через терминал появилась сравнительно недавно и пока вызывает у абонентов сотовых операторов, особенно у старшего поколения, некоторое недоверие и опаску.
До сих пор этот бизнес, по словам регионального представителя «Объединенной системы моментальных платежей» в Татарстане Ильдара Мусина, развивался, в основном, в закамской зоне республики, сейчас он начинает появляться и в Казани.
Эксперты уверены, что объем услуг по приему платежей будет продолжать свой стремительный рост. На сегодняшний день наиболее востребованы платежи за мобильную связь. Однако уже сейчас в Госдуме РФ обсуждаются поправки к Закону «О банках и банковской деятельности», которые позволят осуществлять прием платежей за услуги ЖКХ и за энергопотребление.
В начале 2006 года в Казани открылось представительство «Объединенной системы моментальных платежей» (ОСМП). Как рассказал еТатар.ру Член совета директоров ГК «Мастер» Андрей Романенко, в Казани на сегодняшний день работает уже 60 терминалов. «В наших планах увеличить их в три раза. В ближайшее время мы открываем в Казани филиал собственного банка «Русский инвестиционный клуб», который будет заниматься приемом денег от дилеров для пополнения счетов в системе ОСМП», - сообщил он еТатар.ру.
«Мы пришли в регион, имея в активе операторов «Большой тройки» и НТВ+, - рассказал Ильдар Мусин. - Сейчас в стадии оформления договоры со многими операторами города Казани: недавно стали принимать «СМАРТС», скоро будет и «Татником».
Помимо оплаты услуг сотовой связи ОСМП планирует ввести услуги приема коммунальных платежей и погашение кредитов.
«Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) входит в группу компаний «Мастер», занимающуюся интеграцией платежных систем, вендинговыми технологиями и реализацией предоплаченных пластиковых карт. ОСМП работает на рынке платежных систем с 2004 года. Компания предоставляет абонентам возможность оплаты услуг большинства сотовых операторов, интернет-провайдеров, коммерческого телевидения, IP-телефонии.
«Сейчас платежные терминалы занимают около 6% рынка приема платежей, - рассказал еТатар.ру аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. - Как правило, они располагаются в непрофильных магазинах, например, продуктовых. Платежи совершаются здесь, как правило, поздним вечером, когда внести платеж уже просто негде».
«На сегодняшний день на рынке оплаты сотовой связи лидируют салоны связи. На их долю приходится 65% рынка, а если брать в денежном выражении то 85% (прим. ред. – в этот процент входят и prepaid карты). На втором месте – собственные точки сотовых операторов, на третьем – независимая розница (продажа карт оплаты на заправках, в магазинах и т.п.). По популярности независимая розница конкурирует с салонами связи, но занимает относительно небольшой процент рынка в силу непопулярности самих карт, - сообщил г-н Муртазин. - Наименее популярны платежные терминалы. Однако именно в этом сегменте наблюдается наибольший потенциал роста. В ближайшее время этот сегментожидает, по крайней мере, двукратное увеличение - до 10-15%».
Руководитель отдела маркетинга филиала Верхняя Волга компании «Евросеть» Анна Чиненкова считает, что на сегодняшний день терминалы не могут «сильно испортить жизнь» салонам продаж, потому что их, во-первых, не так много, а во-вторых, многие из них принимают платежи с комиссией в 1-2,5%.
«Абоненты пока еще чисто психологически не готовы переплачивать, пусть даже и 2-3%, - согласен г-н Мусин. - Хотя, покупая карту оплаты, они переплачивают больше».
«Основные доходы салону связи приносит продажа телефонов, аксессуаров и подключение абонентов. Услуги приема платежей за сотовую связь занимают порядка 8-10% в прибыли сети салонов «Ультра», - рассказал еТатар.ру директор по маркетингу компании «Ультра» Дмитрий Карманов. - Какую-то часть клиентов терминалы, несомненно, оттянут на себя, однако в данный момент их появление никак не сказывается на объёмах платежей, которые проходят через нашу сеть».
«К тому же появление платёжных терминалов в данный момент не носит массового характера даже в столицах - Москве и Петербурге. Пока они не пользуются популярностью среди населения, так как ещё непривычны. Но в будущем они постепенно будут набирать популярность», - резюмировал он.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.