Тренд на автоматизацию уже давно активно используется. Так, кассы самообслуживания (КСО) есть почти во всех магазинах и стали привычным явлением. Популярность их среди потребителей растет, а вовлеченность в торговых сетях – примерно на одном уровне.
«Если говорить о результатах использования, то здесь мы видим тенденцию к росту популярности КСО среди наших клиентов, особенно за последний год. А если говорить в цифрах, то доля чеков КСО показывает заметную положительную динамику с апреля 2023 года – 27,97%. А в августе эта цифра уже составила 32,04%», – рассказали ИА "ЛИГАБизнесИнформ" в торговой сети Varus.
В Auchan вовлеченность КСО прокомментировали так: «Что касается касс самообслуживания, то их используют около 35% наших клиентов. Эта цифра зависит от формата: в гипермаркетах 33% клиентов выбирают такие кассы, а вот в магазинах у дома формата Pick up Point – каждый второй. Это зависит от величины покупки: в больших магазинах она обычно больше, клиент берет коляску, с которой ему удобнее на кассе. Популярность касс самообслуживания во время войны в нашей сети только выросла. Это объясняется тем, что мы не работаем во время воздушных тревог, поэтому наш клиент хочет максимально оптимизировать время, проведенное в магазине, буквально успеть все, потому что тревога может быть объявлена в любой момент».
В сети «Фора» более трети покупателей выбирают кассы самообслуживания, у NOVUS этот показатель достиг уже около 50%, а в супермаркетах «Сильпо» ежегодно на кассах самообслуживания совершается более 40 млн покупок. В 2022 году, например, в этой сети почти 20% от всех покупок произошло именно через «Самокассы».
Хотя КСО и стали частью клиентского опыта, но эффективно ли их использование? Так, Дмитрий Агапов, СЕО компании «CHM-сервис», разрабатывающей и внедряющей POS-систему Chameleon (кассы самообслуживания собственной аппаратно-программной разработки), отмечает, что при наличии в необходимом количестве персонала для работы на классических кассах КСО не увеличивают продажи.
В общем покупатель на КСО тратит больше времени, чем на обычной кассе. Но когда у торговых сетей есть дефицит кассиров, увеличиваются очереди. Это приводит к раздражению покупателей и их оттоку. Как результат – падение продаж. Поэтому КСО – это способ уменьшить зависимость от нехватки персонала и соответственно – сохранить уровень продаж.
«Один из способов посчитать окупаемость инвестиций в КСО – это экономия на фонде оплаты труда. По нашим расчетам, срок окупаемости КСО, только от экономии на фонде оплаты труда, – до 18 месяцев. Это модель «Стандарт», которая принимает только оплату банковскими картами. Но следует отметить, что многие покупатели все же идут к классическим кассам, причем любого возраста, считаю, что это связано с рядом причин, например, стремлением к живому общению после долгих периодов изоляции на карантине, последствиями войны, банальной ленью, присущей человеку. Ведь когда в корзине много покупок, человек просто не хочет самостоятельно сканировать такое количество товаров и идет на обычную кассу», – отметил Агапов.
Альтернативой КСО являются приложения в смартфоне Scan and Go, позволяющие покупателю сформировать чек, находясь в торговом зале, а также готовые устройства-сканеры с таким приложением. Последние внедряются скорее для покупателей (взял устройство, пошел сканировать). Но нуждаются в инвестициях в оборудование и создании специального места расчета. Сервис Scan&Go уже работает в некоторых сетях Украины: VARUS, Auchan, Фора, Сильпо и т.д.
Источник: liga.net
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.