Фото: Х5 Retail Group
Как в Х5 Retail Group разрабатывают кассовое программное обеспечение нового уровня и зачем кассам интернет. На эти и другие вопросы отвечает Андрей Занозин, Java-разработчик Х5.
Сегодня касса — это полноценный компьютер. Главное в нём — программное обеспечение. Именно от ПО зависит, насколько удобно ей пользоваться кассиру (и насколько мало ошибок он допускает), а также то, как долго покупатель стоит в очереди.
Не совсем так. Касса на самом деле состоит из нескольких частей:
Для работы касс соединение с интернетом не критично. Если вдруг возле магазина неосторожный рабочий экскаватором перерубит интернет-кабель, магазин продолжит работать, как раньше. Но для покупателей процесс станет менее удобным. Обычные продажи будут работать, но нельзя будет купить алкоголь/табак или накопить/списать баллы с карты лояльности, а также нельзя будет оплатить безналом, если перерубили кабель, идущий к пин-паду.
Нет, мы приобрели готовую кассу у международной компании GK Software. При этом мы можем изменять и дорабатывать код (чем успешно и занимаемся).
Забавно, что приобретённое ПО GK Software изначально предназначалось для компании Adidas. У нас есть программистская шутка. Когда разработчик хочет временно выключить часть кода, он «закомменчивает» его — отделяет от другого повторяющимися символами. ПО в кассах мы должны закомменчивать тремя полосками — как на кедах Adidas.
У ПО для касс есть фреймворк — грубо говоря, это набор кубиков, как в LEGO. С их помощью мы конструируем код и внедряем новые функции в кассы. Фреймворк нам также достался от GK Software. А сам код мы пишем на Java.
Сейчас касса — это полноценный высокотехнологичный продукт, который по сути не отличается в разработке от сайта или мобильного приложения. Процессом руководят менеджеры, которые собирают потребности в обновлении, ранжируют их, а после их внедряем мы. При ранжировании обновлений мы учитываем прежде всего те функции, которые помогают Х5 зарабатывать больше.
Сейчас мы разрабатываем функцию, которая позволяет выполнять на кассе несколько процессов параллельно.
Обычно происходит так. Приходит клиент, выкладывает товары на ленту. Кассир «пропикивает» их один за другим, а после к товарам применяется карта лояльности. Затем происходит оплата наличными или картой. При этом кассир обычно спрашивает у покупателя, какой способ оплаты удобнее , и на это тратится время. Наша доработка состоит в том, чтобы после «пропикивания» всех товаров был одновременно возможен и ввод наличных в кассу, и оплата банковской картой. Либо сразу прикладываешь карту, либо оплачиваешь наличными. Ждать не нужно.
Мы долгое время использовали кассы самообслуживания от компании NCR. Они были тяжелыми и дорогими во всех смыслах: от физического до программного. Сейчас мы разработали свою собственную кассу самообслуживания: современную, с сенсорным экраном и симпатичным дизайном. Причём разработали полностью самостоятельно, с нуля. Гордимся!
Внутри новая касса самообслуживания работает на нашем ПО от той же GK Software (с модификациями и доработками). Когда всё работает на одном ПО, то разработка становится быстрее и легче.
Сейчас мы работаем над следующим шагом. Мы хотим избавить магазины от серверов, на которых работает ПО касс, и перенести их в облако. С таким решением вообще не будет разницы, выбираешь ты товары из дома, сидя на диване, или покупаешь их в физическом магазине — всё обрабатывается в одном порядке.
Но это — решение завтрашнего дня. Сейчас мы накапливаем экспертизу, чтобы плотно заняться этим проектом в ближайшем будущем.
Источник: Х5 Retail Group
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.