Реклама
22 Декабря 2017, 00:02
3386

Склады ритейлеров будут активно внедрять роботизированные платформы

На конгрессе представители компаний X5 Retail Group, Faberlic, Cainiao (логистического оператора Alibaba) и DHL Parcel Russia обсуждали логистическую революцию, которая разворачивается на наших глазах после того, как мировой лидер интернет-торговли — компания Amazon роботизировала свои склады. Сложно представить, но на складах Amazon «трудится» больше ста тысяч логистических роботов.

Зачем они приняли решение роботизировать склады? Что это — гонка за новыми технологиями или дальновидная стратегия с существенным экономическим эффектом? Обратимся к истории вопроса.

Мировые онлайн-ритейлеры несут огромные потери на логистике. Только в прошлом году убытки Amazon составили порядка $7 млрд. Как признаются другие ритейлеры, затраты на хранение и доставку существенно превышают выручку от этой доставки.

Одновременно нарастает интенсивность товарооборота в онлайн-ритейле. В день распродаж 11 ноября на сайтах группы Alibaba только за сутки было оформлено 267 млн заказов. А в это время в России в онлайн-магазинах оформляется только 400 млн заказов в год. Для сравнения: в Великобритании, где население составляет менее половины населения России, в прошлом году был оформлен 1 млрд заказов.

И единственным способом выхода из этой ситуации является полная смена технологической платформы складской деятельности, включая роботизацию и диджитализацию.

Даже те традиционные компании, которые воспринимают роботизацию отдаленной перспективой, тем не менее развивают сервисы, связанные с исключением «человеческого фактора» не только на складах, но и в сфере взаимодействия с получателем и промежуточными поставщиками. Например, компания DHL начала внедрять в Европе систему доставки посылок в багажник автомобиля без присутствия человека. Согласитесь, удобно, когда не нужно ждать курьера или самому добираться до склада «самовывоза». Еще один пример изменения в логистике привел Станислав Наумов, директор по взаимодействию с органами государственной власти и член правления группы X5 Retail Group (российская компания, которая управляет гипермаркетами «Карусель», супермаркетами «Перекресток» и универсамами самообслуживания у дома «Пятерочка»). Он отметил: «У нас 12 тыс. магазинов в 61 субъекте Российской Федерации. И мы ведем эту работу, базируясь на 37 распределительных центрах, тех самых складах, куда приезжает машина с продукцией наших партнеров-производителей и откуда в эти 12 тыс. магазинов дальше едут наши автомобили».

Чего достиг Amazon после внедрения роботов на части своих складов? Сокращение одного рабочего цикла с 60–75 до 15 мин. Сокращение операционных расходов на содержание складов на 20%, то есть $22 млн для каждого складского центра Amazon в год (а таких центров Amazon только в 2016 году открыл 26). Увеличение на 50% количества товаров на одном складе, который позволяет обслуживать эта система.

Переход к роботизированным складам — общемировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов на огромных складах, где человеческие возможности, даже усиленные технически, похоже, достигли предела. Управление товарными запасами с помощью роботизированных систем исключает ошибки и аварии, не говоря уже об экономическом эффекте. Потенциал такой логистики огромен — сегодня это один из лучших примеров интернета вещей, приспособленного к настоящему, серьезному и нужному делу, что подтвердил в своем выступлении Алекс Васильев, глава российского представительства Cainiao, логистического оператора группы Alibaba: «Cainiao — это преж­де всего платформа больших данных.

Мы не занимаемся физической логис­тикой, мы выстраиваем сеть из парт­неров, которые обеспечивают нам логистические услуги от фулфильных заказов, непосредственно их исполнения до их доставки, последней мили.

На сегодняшний день мы обрабатываем порядка 75 млн отправлений в день и являемся, возможно, крупнейшей логистической компанией в мире.

Для обеспечения нужд группы своими силами потребовалось бы около 5 млн курьеров. Это масштаб, при котором управлять собственной логис­тикой не имеет смысла».

И если кому-то кажется, что роботы заместят человека и вырастет безработица, мировая практика говорит об обратном. Повсеместная роботизация складов открывает новые рабочие места в области программирования, сервисного обслуживания, интеграции и программного обеспечения как роботов, так и складских систем.

Об этом сказал еще один участник круглого стола Владислав Даванков, вице-президент компании Faberlic: «Мы российская компания, в этом году наша выручка — 38 млрд руб­лей. 30 млн заказов, 40 стран. Основной бизнес в России, 65–70%. Миллион консультантов в России. 5 тыс. пунктов доставки посылок. 15 складов в России собственных РРЦ. Первый приоритет у нас сейчас — оцифровка всех данных. При инвестировании в логистику, в МС системы хранения товаров, где у нас уменьшается количество кладовщиков, там у нас всегда увеличивается количество IT-менеджеров, которые обслуживают эти системы».

По общему мнению представителей компаний X5 Retail Group, Faberlic, Cainiao и DHL Parcel Russia, до момента, когда массово начнется смена технологической платформы в логистике в России, осталось от двух до четырех лет. В то время как в США она началась около 10 лет назад, а в Китае — 5 лет назад.

Сегодня в мире можно насчитать более 30 производителей логистических роботов, и отрадно, что Россия не исключение в этом списке. Уже в ноябре следующего года стартуют продажи первого российского логис­тического робота RONAVI, который создается в наноцентре «Техноспарк».

Источник: iz.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса