Глава Сбербанка Герман Греф считает, что век нефти закончится к 2032 году. И дело не в объеме запасов углеводородов, а скорее — в небывалом развитии технологий, которые могут изменить отношение человечества к этому виду топлива.
Свое мнение по этому вопросу высказал в интервью BFM.Ru и Андрей Романенко, сооснователь компании «Qiwi», генеральный директор и акционер компании «Эвтор».
BFM: Затронутая Германом Грефом тема породила дискуссию в интернете. В заочную полемику с ним вступил заместитель Министра энергетики Кирилл Молодцов, который заявил, что запасов нефти в России хватит еще на 40-50 лет. Но, похоже, что глава Сбербанка подразумевал нечто иное. Так ли это?
Андрей Романенко: Да, Герман Греф скорее говорил о прорыве, который совершат технологи и который может произойти уже при жизни нашего поколения. Именно они поменяют структуру экономики. Уже сейчас образовалось большое количество компаний, которые построены на современных технологиях и которые стоят десятки миллиардов. Если говорить о прогнозах, то, например, в компании Microsoft считают, что к 2020 году четверть мировой экономики станет электронной. А ведь десять лет назад этот показатель был еще на уровне 10-15%. И это способствует развитию мобильных технологий и облачных решений. В том числе и таких, как Big Data.
Однако новые технологии не отменяют использование энергии. Они меняют количество потребления энергии, оптимизируют ее. Давайте обратимся к мировой практике. Использование «умных решений» как на уровне домохозяйств — а сейчас в мире много стартапов и компаний, которые этим занимаются — так и на уровне городов позволяет эффективно использовать электроэнергию. За всем следят датчики и подстраивают, например, искусственное освещение под данный конкретный момент.
А электромобили? Кстати, насколько я знаю, у Германа Грефа он тоже есть. Так вот, технологи, которые в них используются, позволяют экономить топливо. Совсем недавно, в конце августа в Сингапуре появилось первое в мире беспилотное такси-электрокар. А ведь в этом огромном мегаполисе 900 тысяч автомобилей! Но если автоматизировать весь транспорт, то можно уменьшить эту цифру в три раза.
BFM: Каковы перспективы развития цифровых технологий? Что может измениться, например, в самое ближайшее время? Через год, два, три?
Андрей Романенко: Я думаю, что цифровые технологии со временем полностью поменяют все бизнес-процессы. Они позволят большим предприятиям быть более производительными. А это, в свою очередь, будет повышать уровень эффективности экономики в целом. Взять хотя бы очень важную для всех нас отрасль — фармакологию. Компании, переходящие на цифровое проектирование и производство лекарств, смогут уменьшить свои затраты в 1000 (!) раз. Только представьте себе.
И поскольку речь идет о трансформации способа производства, то замена ручного труда автоматизированным, полностью цифровым не выглядит столь уж фантастической. Уже сейчас появляются полностью автоматизированные фабрики и производства.
Но отдельно я бы выделил такое понятие, как «данные». Массивы данных. Их ценность в структуре мировой экономики с каждым днем увеличивается. О них сегодня можно услышать везде: на конференциях и в научных журналах, на форумах и даже в кино. В основе всех общественных и экономических процессов лежит работа именно с ними — с данными. Мы все, по словам того же Германа Грефа, становимся Big data driving. Но мы пока только учимся с ними работать. Но каковы уже результаты. Мы заходим в интернет, начинаем искать подарок для ребенка, и тут же выскакивает баннерная реклама с различными предложениями: от одежды до игрушек.
Но все вышесказанное говорит не о том, что появятся новые источники энергии, которые сменят углеводороды, хотя отрицать это сложно. Все может быть. Но в одном я уверен твердо: она — энергия — в ближайшем будущем будет потребляться в разы меньше.
BFM: И все-таки что же нас ждет в ближайшем будущем?
Андрей Романенко: Я не люблю делать прогнозы. Раньше было модно говорить о том, что случится через 10-15 лет, но сейчас с развитием технологий, особенно цифровых, очень сложно даже попытаться заглянуть на два года вперед. Я бы усилил, что вообще невозможно. Потому как все развивается такими темпами, что через те же два года парадигма потребления может поменяться кардинально. А мы сегодня об этом даже и не помышляли. Кто бы мне пару лет назад сказал, что я буду вызывать такси с помощью приложения. Что это даст мне возможность сэкономить средства, а сам рынок вырастет в несколько раз? Я бы рассмеялся. Однако…
Вот во что я верю, так это в то, что через несколько лет количество тех же электрокаров увеличится в несколько раз. Соответственно, к тому же 2030 году человечество будет меньше использовать бензин.
BFM: Да, прогнозы — дело неблагодарное, но вот один, который сделал технический директор Google и известный футуролог Рэймонд Курцвейл гласит, что к тому же 2032 году из-за обилия имплантатов будет переосмыслен и сам термин «человеческое существо». А это не может не волновать человечество. Впрочем, большинство людей об этом даже и не задумываются, занимаясь своими повседневными делами. А ведь то, о чем вы говорили выше, как раз к этому и ведет. Кстати, все, что предсказывал Курцвей — а делал он это с середины 80-х годов — все сбывалось.
Андрей Романенко: Если говорить о человеке, его интеллекте, то я думаю, что его никто и никогда заменить не сможет. А роботы… они только упростят нашу с вами жизнь. Более того, наши эмоции: радость, грусть, ностальгию и так далее никакая машина воспроизвести не сможет. Я думаю, что в какой-то момент времени медицина дойдет до такого уровня, что мы с вами станем жить куда дольше. И вот в это я верю.
Автор: Денис Кудряшов
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.