Ресторанный бизнес очень высокорисковый: около 70% заведений закрываются в первый год существования. В то же время, этот бизнес — один из самых консервативных в мире. Инновации постепенно проникают в него, но по сути модель работы с клиентами — занял столик, сделал заказ, поел и расплатился — не менялась уже более сотни лет. Украинский предприниматель и изобретатель Дмитрий Костик, основатель Kodisoft и ряда других проектов, не стал с этим мириться и решил создать ресторан будущего. В 2011 году он запустил проект Interactive Restaurant Technology, который стал резидентом программы Microsoft BizSpark.
На
сегодня по технологиям IRT в мире работает три ресторана — на Кипре, в
Дубаи и Абу-Даби. И уже строится несколько новых — в Европе, Северной
Америке и Азии. Что в них особенного? Здесь посетители сидят за большими
интерактивными столами, делают с их помощью заказы, совершают покупки в
онлайне и общаются с другими посетителями. Даже сам интерьер ресторана
может меняться, ведь на сенсорные панели можно вывести любое
изображение. Причем панели эти собирают на производственной линии в
Киеве. Несмотря на значительные суммы инвестиций, два ресторана,
открытых в рамках проекта Interactive Restaurant Technology, уже
окупились: один за пять, второй за 11 месяцев. А саму компанию IRT,
основанную всего три года назад, уже оценивают в десятки миллионов
долларов.
Ниже приводим выдержки из интервью, в котором Дмитрий
рассказал, откуда взялась идея интерактивных столов для ресторанов, как
под нее меняли существующую технологию сенсорных панелей и как
интерактивные столы влияют на саму схему работы современного ресторана.
О том, как родилась идея
Стало
скучно с остальными проектами. Продуктовый бизнес сложился, нормально
работал, с точки зрения бизнеса уже ничего не мог придумать, а
заниматься чем-то очень хотелось. Поэтому с командой выделили три
направления: рестораны, сны и подсознание, мода. Почему рестораны? Мы за
все это время вообще много чего изучили, перелопатили, начиная от
медицины и биотехнологиями, заканчивая станками-роботами. Главное было
найти отрасль, в которой мы сможем сделать что-то, что ее в корне
поменяет, что-то максимально важное. Опыт работы с сенсорными панелями у
нас уже был, так что решили попробовать сделать решение для ресторанов.
Чтобы проверить жизнеспособность самой идей, а также отточить
технологии, мы в 2011 году выбрали локацию на Кипре и открыли ресторан
Oshi.
О разработке технологии
Здесь пришлось
изобретать свои решения. Технологии, которую сейчас применяют в тех же
Microsoft Surface или iPad, использовать в ресторанах нельзя. Во-первых,
нельзя сделать подобную панель размером больше, чем 23-30 дюймов.
Причем это ограничение не производственное, а физическое: в таких
экранах используется индиум-титано-оксид (ITO) и на скорость перемещения
электронов мы никак не повлияем. Во-вторых, у всех подобных устройств
толщина стекла от 0,4 до 1,2-1,4 мм — представьте, что будет, если на
такое стекло вы обопретесь всем весом. В мире попросту нет сенсорных
технологий, которые могли бы работать через стекло толщиной более 10 мм.
В-третьих, нужно было разработать тачскрин, за которым могут работать
одновременно много пользователей: у большинства сенсорных экранов
количество одновременных прикосновений ограничено десятью. В общем,
много было технических нюансов, которые заставили поломать голову и
придумать что-то новое.
В итоге мы разработали технологию, у
которой нет аналогов в мире. Например, наш стол может распознавать форму
объекта, «понимать», что на стол положили телефон или вилку,
распознавать лица сидящих и определять пол и т.д. Кстати, производятся
наши панели здесь, в Киеве.
Если говорить о хостинге, весь клауд,
data mining, big data — на серверах Microsoft. Каждый стол, POS, пульт
официантов подключен к облаку. Все столы у нас работают на Windows,
причем главная Windows Embeded — нашей собственной сборки. Еще две
«винды» отвечают за процессинг тачевого движка и камер, которые
отслеживают лица и руки (все с сенсоров заходит на одноплатный компьютер
на Intel Edison и оттуда передается на главный хостовый компьютер).
Так
что логично было с этим проектом подаваться на программу Microsoft
BizSpark — во-первых, с точки зрения технологий, которые используем,
во-вторых, это попросту экономит кучу денег (раньше, к примеру, нужно
было платить за лицензию Visual Studio и т.д.). Учитывая ситуацию в
стране сейчас, и то, что у меня бизнес зарегистрирован и работает в
Украине, это помогает и развязывает руки.
Как создавалась бизнес-модель
Пришлось
даже чуть похулиганить. Доходило до того, что в Лондоне скотчем
приматывали камеры напротив «Старбакса», чтобы изучить привычки
покупателей. Это продлилось недолго, потому что меня поймала местная
полиция. Я отмазался, представившись студентом Кембриджа, проставил им
пиво в местном пабе — благо как раз шел футбольный матч.
На самом
деле, с помощью этих камер мы смогли собрать много важной информации,
которая пригодилась для анализа модели работы ресторанов. Чуть подробнее
я рассказывал об этом, например, выступая на TEDxKyiv.
Очень
важно для меня было исследовать бизнес-составляющую: как общаться с
клиентами, сколько нужно официантов, как поднять средний чек, как
минимизировать затраты. Мы очень много экспериментировали с ресторанами —
отсюда и хорошие финансовые показатели.
О секретах прибыльности
Сейчас
у нас работают три ресторана: один на Кипре (запускали его мы сами),
еще два — в Дубаи и Абу-Даби (запускали с партнером, который побывал в
нашем кипрском Oshi, восхитился и сам захотел с нами работать). Два
ресторана — кипрский и дубайский — уже полностью окупили вложенные
инвестиции.
В кипрский мы вложили 460 000 евро, окупился он за
5,5 месяцев и с тех пор зарабатывает. В дубайский — $970 000, он
окупился за 11 месяцев. Как так получилось? Во-первых, увеличили продажи
на 32%, банально продавая с помощью столов больше еды и напитков.
Во-вторых, как вам подтвердит любой ресторатор, в ресторане на 100
посадочных мест нужно 8-9 официантов. А у нас — два. На Кипре зарплата
официанта — 1000 евро, соответственно, вместо 8000-9000 евро в месяц
платим 2000 евро. Но дело не только в этом.
Если взять оборот
нашего ресторана за 100%, классической ресторанной модели в нем будет
где-то 48% (продажа еды и напитков). Еще 52% — это наше ноу-хау, то, что
мы внутри называем content delivery system. Эти деньги, которые нам
приносят другие компании. Например, винная компания хочет к нашим
стейкам продавать вино — и наши столы могут использоваться как
e-commerce-инструмент. Кроме того, к нам обращалась Coca-Cola, заказывая
трансляцию с ЧМ со своим логотипом, Adidas покупал у нас баннеры с
рекламой кроссовок и т.д. Если брать в среднем по миру, маржа «на еде» у
классического ресторана — около 30%, здесь не может быть никакой
«магии». А у нас на альтернативных источниках маржа доходит до 90%.
Кстати,
мы недавно выпустили публичный SDK, сейчас ведем переговоры сразу с
двумя крупными геймдев-компаниями — Game Insight и Wargaming. Ведь
интерактивный стол в ресторане, куда клиент пришел с осознанным решением
потратить деньги — это фактически доступ к карману клиента для
гейм-девелопера и вообще для разработчика.
Еще момент: такие
столы это отличный инструмент для Big Data. И Starbucks за которым мы
следили, и любой другой ресторан могли бы внедрить единую точку сбора
данных о клиентах. Никак иначе такие данные собрать нельзя, если вы не
умеете читать мысли.
Сенсорные стенды обеспечивают атмосферность,
вау-эффект, который мотивирует человека приходить еще и приводить
друзей. На Кипре мы пробовали случайным образом менять изображения
настенных панелей. Очень хорошо это работает для праздников. Представьте
свадьбу, где весь ресторан можно превратить в сказку с осыпающимися
лепестками роз — при этом вообще не нужно тратиться на декор.
О планах на будущее
У
нас нет цели обязательно найти инвестиции в проект, хотя к нам часто
обращаются фонды, VC и ангелы с предложением продать долю — хотят от
1-2% до 30-40%. Средняя оценка стоимости компании, исходя из входящих
предложений — $70-120 млн. Не уверен, что хочу поднимать инвестиции.
Было бы интересно попробовать, но у меня никогда не было опыта работы с
внешним партнером, и я не знаю, насколько это замедлит операционную
деятельность и принятие решений. Ведь появляется альтернативное мнение, и
вместо того, чтобы идти вперед и воплощать свое видение, ты много
времени убиваешь на поиски компромиссных решений и т. д.
Мы
собираемся на IPO, но поскольку не хотелось бы идти на «мусорную биржу»,
а сразу на Уолл-стрит, эта процедура требует подготовки: компания
должна несколько лет показывать прибыль, иметь инвесторов и т.д. Лично
мне просто интересно было бы попробовать, что такое акции, но не с точки
зрения купли-прожажи чужих акций, а именно размещения своих. Мне
кажется, это уникальный опыт.
Если же говорить о развитии
проекта, думаю, через 5-10 лет 20-30% всех заведений будут работать
именно так. Это позволяет экономить на бумаге, на методах коммуникации,
исключает воровство, человеческий фактор. Можно сравнить с тем, как
раньше компьютеры все больше и больше проникали в традиционные компании.
Как мне кажется, подобные технологии гармонично впишутся в ресторанный
бизнес.
Если говорить о моих личных планах, они связаны с
ресторанами на ближайшие 5 лет. Я четко вижу, что нужно здесь нужно
делать. В аутсорс возвращаться точно не буду, аутсорс-опыт рассматриваю
скорее как свою незрелость: мы были молоды и нам нужны были деньги.
Ничего хорошего в принципе я в аутсорсе не вижу. Да, это способ
зарабатывать деньги, но никак не двигатель экономики.
Об условиях для бизнеса в Украине
Так
хреново, как сейчас, моему бизнесу не было последние 12 лет. И с войной
это никак не связано. Я ни разу не давал взяток и все налоги плачу в
Украине. На сегодня я потерял за последние полгода более $500 000 — у
меня просто их забрало государство. Условия, которые выставляет НБУ по
продаже валюты, условия по работе импорта с экспортом… Ограничения в $50
000 на контракт даже для малого бизнеса — это ни о чем (для
осуществления авансового платежа по импортному контракту на стоимость
свыше этой суммы нужно иметь подтверждение НБУ — ред.). Украинские
компании обязаны продавать 75% валюты по контрактам: валюта
конвертируется в гривну по абстрактному курсу, а возможности купить ее и
рассчитаться с импортерами нет. Формально такая возможность есть, но
банки шлют заявки в НБУ, в НБУ дают отказ. А это влечет долговые
обязательства перед импортерами.
Далее, я закупаю для
производства металл, серебро и компьютерные комплектующие. На таможне у
меня за этот период зависли несколько поставок в FedEx, поскольку была
озвучена просьба конкретного человека дать взятку. Я отказался, посылки
полежали на таможне 40 дней и уехали назад, причем на таможне их
разбили, перепаковали. Сейчас я впервые за 13 лет задумался о том, чтобы
зарегистрировать бизнес в другой стране.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.