Игроки мирового рынка вендинговой торговли уверены: торговые автоматы могут стать настоящим спасением для людей в чрезвычайных ситуациях.
Крупные природные катаклизмы последних лет — от землетрясения и цунами в Японии в 2011 году до наводнения на Дальнем Востоке России летом 2013-го — показали, как продуктовое изобилие супермаркетов, кафе, ресторанов, продовольственных магазинчиков мгновенно сменяется невозможностью раздобыть хотя бы бутылку воды или пачку крекеров. И в этот момент в «вендингово-развитых» странах на авансцену могут выйти торговые автоматы. Очень показательным в этом плане как раз была ситуация в Японии, когда вендинг-машины буквально помогли жителям пострадавших от землетрясения и цунами районов выжить.
Однако при большинстве катаклизмов — природного или техногенного характера — для торговых автоматов остро встает вопрос энергоснабжения. Большинство вендинг-машин работает на электричестве, с которым могут возникнуть перебои. Поэтому еще в 2012 году японская компания Sanden Corp. начала разрабатывать торговый автомат, работающий на «энергии покупателя» — чтобы получить товар, надо покрутить ручку. Еще одно решение энергетической проблемы - «запасные батарейки» для вендинговых автоматов. Так, после того же землетрясения в марте 2011 года компания Coca Cola воспользовалась функцией дистанционного управления на порядка 400 своих торговых автоматов в Японии, чтобы запустить резервные аккумуляторы. При этом только штаб-квартира Coca Cola в Токио раздала около 88 000 бесплатных напитков пострадавшим от стихийного бедствия. А с марта 2011 по июль текущего года количество торговых автоматов Coca Cola, устойчивых к последствиям катаклизмов, выросло с 6000 до 8000 единиц — и компания намерена увеличить этот показатель.
Сейчас многочисленные вендинговые автоматы устанавливаются в школах, спортзалах, университетах — местах, используемых как эвакуационные центры в чрезвычайных ситуациях. Бесплатное содержимое «экстренных» вендинг-машин финансируются частично за счет производителей напитков и снэков, частично — за счет местных властей. Для коммерческих предприятий это имиджевое мероприятие, для муниципалитетов — социальная задача. Параллельно разрабатываются все более эффективные способы заставить вендинг-машины работать автономно, без источника электричества. Так, компания Suntory Holdings из Осаки, Япония, создала торовый автомат, который может работать на встроенной батарее и бесплатно выдавать напитки в случае отключения электроэнергии. Если в конце 2010 года в Японии функционировали около 4200 таких вендинг-машин, то к концу июня 2013 года их стало уже 10 000 единиц.
Кроме того, торговые автоматы могут внести свой вклад в своевременное информирование граждан в чрезвычайных ситуациях — то есть помочь решить задачу, важность которой доказала, например, трагедия в Крымске в 2012 году. Японские компании Otsuchi, NTT Docomo и DyDo Drinco Inc совместно разработали торговый автомат, оснащенный видеокамерой: когда происходит землетрясение, вендинг-машина отправляет изображение с камеры специальным службам и выводит на свой экран информацию об эвакуации населения, чтобы свести к минимуму количество человеческих жертв землетрясений, цунами и наводнений. Первые испытания этого вендингового автомата запланированы на текущий финансовый год.
Таким образом, торговые автоматы действительно могут сыграть важную роль спасении людей в случае крупных катастроф. Однако для этого необходимо, чтобы вендинговая торговля получила хоть сколько-нибудь значимое распространение. Между тем в России количество торговых автоматов составляет всего лишь около 65 000 единиц — тогда как потенциал российского вендингового рынка оценивается примерно в 1 млн. вендинг-машин. Для сравнения, в Японии торговых автоматов уже более 5,2 млн. Но даже миллион вендинговых автоматов может значительно облегчить людям жизнь, если другие форматы торговли вдруг отступят перед лицом стихии.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.