Завершается очередной этап интересного проекта, организованного X5 Retail Group N. V., ОАО «РОСНАНО» и ОАО «РТИ». В течение четырех месяцев в головном офисе работает пилотный RFID-магазин «Перекресток. Магазин Будущего». Представители финской компании Walki пригласили Unipack.Ru посетить вместе с ними этот уникальный магазин.
Как пишет Unipack.Ru, инновационный проект трех компаний реализует проектная компания ООО «Магазин Будущего». Торговый ассортимент экспериментального (или на английский манер – пилотного) магазина составляет свыше 5300 товарных позиций. Нас встречает технический директор проектной компании Сергей Агеев и ведет в торговый зал.
Действительно, подобный магазин пока не имеет аналогов во всем мире. Представьте себе супермаркет, в котором нет ни продавцов, ни кассиров. Все продукты в нем имеют метки радиочастотной идентификации (UHF RFID). Покупателю здесь в принципе не нужны корзинки, он может набирать продукты непосредственно в пакет без необходимости последующего выкладывания их на кассе. После этого пакет надо просто положить в специальный сканер, взять идентификационную карточку и приложить к сканеру.
Эти анонимные карточки покупателя, подобные тем, что используются на парковках, лежат в контейнере непосредственно у сканера. К карточке происходит привязка конкретной покупки. Сканер считывает метки товаров и сразу же выводит на экран общую сумму покупки. Параллельно в сканере осуществляется и весовой контроль. Дальше можно посмотреть содержимое корзины с информацией о сроке годности отельного продукта. Потом эту же карточку нужно приложить к автоматическому платежному терминалу, чтобы оплатить покупку наличными, кредиткой или даже бесконтактными средствами (бесконтактной банковской картой или телефонами NFC с виртуальной банковской картой). Перед выходом покупатель оставляет карточку покупателя в магазине. Интересно, и никакого человеческого фактора.
Очень важный момент – полное самообслуживание. Покупатель может общаться по телефону или разговаривать с кем-то, одновременно покупая товар. Меняется структура общения при совершении покупки, оставляя покупателю больше личного времени.
По словам Сергея Агеева, схема организации покупки в магазине будущего отличается от системы касс самообслуживания (self-checkout), где покупатель сам сканирует штрихкоды выбранных товаров и оплачивает в терминале. Как видим, в последнем случае часть функций кассира просто перекладывается на покупателя. Чем больше покупок в корзине, тем больше работы покупатель должен выполнить. Вряд ли человек будет ходить в этот магазин за большим количеством покупок. Лучше к кассиру. Вероятность прихода человека в магазин RFID после напряженного рабочего дня, несомненно, выше.
Пока этот магазин работает в тестовом режиме и открыт для сотрудников компании X5 Retail Group и посетителей головного офиса. Но данный этап уже в стадии завершения.
Красная зона
Сначала Сергей Агеев показывает небольшой уголок в магазине, где выставлены товары, не подлежащие радиочастотной маркировке. Ничего не поделаешь, не все материалы поддаются радиочастотной идентификации. Это так называемая «красная зона». В ней представлено всего 9% от продуктового ассортимента «Перекрестка».
Товары не могут быть маркированы из-за металлических и фольгированных покрытий. Главная проблема металлических товаров состоит в том, что они не столько сами плохо считываются, сколько препятствуют считыванию меток с других товаров, находящихся с ними в одной группе. Ведь главное преимущество для покупателя – в том, что сканируются сразу все выбранные им товары. К таким «не поддающимся» продуктам относятся фасованное в фольгу сливочное масло, продукты в многослойной упаковке «тетрапак», глазированные сырки в фольге, аэрозольные металлические баллончики, чипсы в многослойных пакетах, напитки в металлических банках, некоторые напитки в таре с фольгированными этикетками. По словам Сергея Агеева, большинство товаров из «красной зоны» имеет заменители в зоне RFID, например то же молоко, но не в «тетрапаках», а в ПЭТ-бутылках. Нет замены только фольгированным пакетикам с кормами для животных и сигаретам, в упаковке которых фольга расположена у самой поверхности. Так что, если технология радиочастотной идентификации получит широкое распространение в ретейле, производителям придется подумать о том, чтобы вся упаковка соответствовала требованиям этой технологии. Кстати, некоторые производители сигарет уже начали выпускать сигареты в радиопрозрачной упаковке без фольги.
Умные ценники и полки
Зато 91% всего ассортимента находится в «зеленой зоне», или зоне RFID. Сергей Агеев рассказывает: «За время осуществления проекта компания «Магазин Будущего» проделала очень большую работу по подготовке, сбору и анализу данных. Каждый из маркированных товаров, которые мы можем видеть в зале, был протестирован индивидуально на предмет возможности маркировки метками RFID, считывания метки на различных расстояниях, с различных сторон, по отдельности и в группе. Индивидуально определялось место, куда лучше всего клеить радиочастотную метку.
В магазине используются радиочастотные метки одного производителя – компании Alien Technology. По словам Сергея Агеева, эта метка обеспечивает необходимые характеристики считываемости для всех RFID-товаров магазина, который сам занимается маркировкой. В метке записывается уникальный номер, который дает ссылку на базу данных, в которой в свою очередь хранится вся информация о продукте.
Все в магазине оборудовано электронными ценниками. Они – на всех товарах без исключения, в том числе на продуктах в морозильниках и холодильниках. Эти жидкокристаллические ценники работают по технологии беспроводной сверхнизкочастотной радиосвязи.
Под потолком по периметру торгового зала установлена антенна в виде простого провода, которая соединена с сервером и интегрирована с торговой системой магазина. Таким образом, при изменении цены в торговой системе происходит автоматическая синхронизация информации на ценнике в зале в течение одной-двух минут. На смену всех ценников во всем магазине, конечно, понадобится больше времени, возможно, около получаса.
Сергей Агеев обратил наше внимание на полки с консервами. На них выстроились банки с металлическими крышками. Казалось бы, их невозможно сканировать. Сергей Агеев отмечает: «Два года назад мы думали, что с радиочастотными метками можно продавать не более 40-45% товаров. Овощные консервы в стеклянных банках мы рассматривали как товар так называемой «желтой категории», то есть содержащий элементы, которые могут препятствовать сканированию. Но в результате детального тестирования выяснилось, что плоские металлические крышки практически не препятствуют считыванию соседних товаров, в отличие от фольгированных этикеток на банках».
Вторая подозрительная категория товаров – это шампуни и средства косметики, в содержимое которых входит большое количество металлизированных (перламутровых) добавок. В среднем метки на них читаются хуже, чем на жидкостях. По словам Сергея Агеева, в начале проекта разработчики были убеждены, что в реальном магазине технология не будет работать с шампунями. Но после многочисленных испытаний выяснилось, что работает.
Кроме электронных ценников, торговый зал оснащен «умными полками». Эти полки заметно толще обычных полок и имеют встроенные внутрь антенны RFID. Стеллаж c RFID-полками соединен с информационной системой магазина. «Умной» полку делает внешнее бизнес-приложение, которое умеет считывать показания RFID-антенн и интерпретировать их согласно бизнес-логике.
«На базе технологии RFID в рамках «умной полки» мы пытались решить три задачи, - подчеркнул Сергей Агеев. – Первая – автоматический контроль остатков на полке, что важно для ретейлера. Вторая – контроль истечения срока годности, который в настоящее время тоже осуществляется вручную. С технологией RFID есть возможность контролировать срок годности товара индивидуально. Третья задача – инвентаризация».
Сотрудники «Магазина Будущего» продемонстрировали реакцию «умной полки» на просроченный товар. Для этого у них имелся пакетик с сушеными бананами, в метку которого введен истекший срок годности. Этот пакетик оказался на стеллаже. На экране ноутбука, подключенного к информационной системе магазина, строчка с данным товаром почти сразу была выделена красным, сигнализируя о том, что конкретный пакетик с товаром просрочен.
Внимание к мелочам
Как утверждает Сергей Агеев, в целевом состоянии широкого внедрения RFID-технологии маркировка будет осуществляться производителями упаковочных материалов или товаров, поэтому внедрение процесса маркировки локально в пилотном магазине – мера вынужденная. В тестовом режиме магазин вынужден маркировать продукцию RFID-метками самостоятельно. Для этого при магазине создан центр маркировки товара. С течением времени маркировка RFID должна уйти к производителю, который будет внедрять ее в упаковку, но три процесса все же останутся в магазине: маркировка весовых фруктов и овощей, маркировка нарезки, а также продукции собственного изготовления.
В центре маркировки процесс нанесения меток RFID во многом схож с процессом традиционного наклеивания ценников с указанием веса. Разница в том, что там имеется монитор с названием и фотографией маркируемого продукта. Это дополнительное средство, чтобы фасовщик не делал ошибок. Ведь мелкая ошибка здесь может привести к ошибке при покупке товара в зале.
Наравне со штучным товаром маркируются мясо, куры, охлажденная рыба, штучный весовой товар. При маркировке учитывается много разных данных: вес нетто, брутто, наименование, срок годности. Для каждой партии продукта печатается определенное количество радиочастотных меток.
Сергей Агеев обращает наше внимание, на то, что ценники работают при минус 18 °С и обновляются там, в морозильных шкафах. Не все так могут.
То же самое о метках. Для мороженого используются метки на низкотемпературном клее. Маркировка замороженных продуктов оказалась непростой задачей, поскольку их нельзя разложить на столах и клеить метки. Клеить приходится в холодильнике. А при открывании двери в холодильнике образуется конденсат, что мешает процессу приклеивания. Тем не менее, с задачей справились.
Свежие салаты, которые приходят в магазин в восемь утра, в девять уже должны быть на прилавке. Они тоже маркируются сразу после поступления.
Перспективы
Сергей Агеев считает, что развитие технологии RFID в ретейле может повлиять на предпочтения потребителей и даже отчасти способствовать определенному переделу рынка в пользу фирм-производителей маркированных товаров и упаковки.
Как известно, вендинг относится к технологиям полного самообслуживания. «Мы знаем, - отмечает Сергей Агеев, - что до появления вендинга во многих местах не существовало торговых точек. На его примере и на примере автоматизированных парковок, когда потребитель не вступает в контакт ни с кем, не общается, просто совершая некую безопасную транзакцию, мы видим, что полное самообслуживание уже стало частью жизни. Со временем технология RFID в сочетании с другими современными технологиями может привести к созданию торговых точек в тех местах, где они в традиционном виде с постоянным присутствием персонала просто не могут существовать».
По всей цепочке поставок
Эта технология не может приносить выгоду, если она применяется лишь в отдельных магазинах для отдельных групп товаров. Она должна внедряться для большинства товаров во всех торговых сетях в масштабах всей страны. Сергей Агеев уверен, что автоматическая идентификация не за горами. Как мобильные телефоны казались экзотикой пятнадцать лет назад, а сейчас они есть у всех, так развивается и эта технология. В будущем метки радиочастотной идентификации должны быть интегрированы непосредственно в заводскую упаковку. В целом для расширения возможности получения выгод от внедрения RFID-технологии стоимость метки должна снизиться еще в 2-3 раза. Но это дело времени.
Представителей финской компании Walki очень заинтересовал этот уникальный проект. Тем более что разработки в области технологии радиочастотной идентификации являются одним из важных направлений деятельности фирмы. Не так давно компания создала абсолютно новую технологию изготовления меток RFID. По словам Артура Хютти, представителя Walki в Москве, «Магазин Будущего» – уникальный проект, который интересен финнам еще и тем, что Walki может предложить экономичные решения для дальнейшей реализации проекта путем создания идентификационных меток меньших размеров. Технология RFID – это как раз то, чем активно занимается Walki.
Этап работы тестового RFID-магазина подходит к концу. Наступает время подвести итоги и готовиться к выполнению более сложных задач. Следующий этап проекта – создание в Москве первого экспериментального магазина для публичного использования. Конечная же задача «Магазина Будущего» – построить бизнес-модель для широкого внедрения технологии в торговые сети.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.