Реклама
27 Ноября 2012, 08:44
3926

Постоматы – новый инструмент развития логистики российского рынка e-commerce

Вендинг – продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов), явление новое для России. Однако уже сегодня активно развиваются некоторые его направления, связанные, в частности, с оптимизацией системы логистики предприятий электронной коммерции – постоматы. Рост спроса на вендинговую аппаратуру влечет за собой совершенствование финансовых инструментов приема оплат в торговых аппаратах. Существует прочная связь между ростом популярности безналичных платежей среди россиян, повышением уровня доверия к дистанционной торговле и перспективами вендингового рынка, об этом в интервью bankir.ru рассказала директор по маркетингу Payonline Ольга Корнеева.

Ольга Корнеева, директор по маркетингу Payonline

Ольга Корнеева, директор по маркетингу Payonline

Рост рынка электронной коммерции влечет за собой увеличение объемов заказов. Количество ежедневно доставляемых заказов из интернет-магазинов, особенно в столицах и крупных городах, исчисляется тысячами. Это поспособствовало формированию логистики доставки товаров, созданию курьерских служб, работающих как на один интернет-магазин, так и реализующих доставку товаров нескольких предприятий.

Однако работа службы доставки связана с высоким уровнем повторных доставок, пиковыми нагрузками в определенные временные периоды (календарными, недельными, суточными), потребностью оптимизировать график работы службы доставки с потребностями клиентов.

Решением, позволяющим уменьшить нагрузку на службу доставки, является вендинг. Вендинг – это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Для оптимизации логистики доставки заказов интернет-магазинов ключевое значение принимает такой вендинговый инструмент как постоматы. Также велик потенциал использования автоматов самообслуживания в сфере оплаты услуг и розничной торговли.

Рынок вендинга в России находится на ранней стадии своего развития. Но активно идет вовлечение россиян в сферу самообслуживания как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Появляются автоматы по продаже билетов, торговые автоматы (кофе, снеки), автоматизируется прием платежей за дороги и парковки.

Однако говорить о выходе российского вендингового рынка на мировой уровень еще рано, хотя зародился он еще в 60-х годах прошлого века, с появлением аппаратов по продаже газировки и газет. Сегодня в России один автомат приходится на 7000 человек, а, например, в Японии, один автомат обсуживает всего 23 жителя. Соотношение близко к тому, которое мы наблюдали на старте развития рынка электронной коммерции в России. Однако за менее чем 10 лет активного роста мы приблизились к мировому уровню и обогнали многие европейские страны, невзирая на географические особенности и связанные с ними технологические и логистические трудности.

Существует ряд предпосылок, позволяющих прогнозировать активное развитие вендинга в России в ближайшие годы. В их числе – потребность участников рынка электронной торговли в оптимизации системы логистики и сокращении расходов на оплату расходов собственной или аутсорсинговой службы доставки. Данные Министерства труда США также внушают оптимизм. Сегодня в США один торговый автомат каждый час приносит своему владельцу в среднем $70,58. Однако такой уровень прибыли возможен лишь на насыщенном рынке с высоким уровнем вовлеченности потребителей в использование автоматов самообслуживания. В России рост популярности вендинговых услуг напрямую сопряжен с ростом доверия населения к безналичным платежам.

В вендинге оплата наличными актуальна в основном для микроплатежей – например, при покупке одноразовых билетов или при оплате кофе. Однако в случае с большими суммами или при отсутствии у покупателя необходимой суммы возникает проблема – торговые автоматы не принимают купюр высокого достоинства, могут не иметь функции выдачи сдачи или купюр и монет необходимого достоинства. Для решения этих вопросов и с целью сократить затраты на обработку наличных автоматы самообслуживания по умолчанию оснащают возможностью принимать оплаты по банковским картам.

Компания PayOnline, четыре года успешно работающая в России в сфере интернет-эквайринга, в этом году вышла на вендинговый рынок с программно-аппаратным решением для компаний, работающих с терминалами и автоматами самообслуживания. Невзирая на множество различий между электронной коммерцией и вендингом, их объединяет многое, в том числе – растущая популярность оплат банковскими картами среди россиян.

Кроме аппаратной, технической части, которую несложно реализовать по аналогии с зарубежными примерами реализации, существует программная часть. Именно программная часть терминалов самообслуживания, оснащенных возможностью приема платежей по картам, схожа с программными решениями, используемыми в интернет-эквайринге. И компания, имеющая богатый опыт обработки платежей по банковским картам в Интернете, может предоставить для вендинговых компаний адаптированное под российские реалии решение. Система мониторинга мошеннических операций, опыт обработки сотен миллионов транзакций, партнерские отношения с крупнейшими российскими банками – все это используется в решении PayOnline «Эквайринг в самообслуживании».

Перспективы вендингового рынка в России сейчас сложно переоценить. По данным минэкономразвития, российский рынок вендинга в прошедшем году оценивался в $1,2 млрд., что составило чуть более 1% от всего рынка розничных продаж в стране. Для сравнения, в США эти показатели, соответственно, $31 млрд. и 10%. Пока автоматы распространены в основном в столицах и городах-миллионниках, а потенциал использования торговых терминалов не раскрыт. До сих пор почти половину рынка самообслуживания в России занимают автоматы по продаже кофе. Безусловно, это связано с высокой рентабельностью этого вида вендинговой аппаратуры, ведь себестоимость готовой продукции может составлять всего 15–20% от финальной стоимости реализации. Однако разнообразие торговых автоматов, активно использующихся за рубежом, постепенно придет в Россию с ростом популярности терминалов среди населения и увеличением плотности покрытия населенных пунктов автоматами по продаже товаров и услуг.

Кроме того, нельзя упускать из внимания, что вендинг – это не только автоматы и постоматы. Оплата услуг – это не менее перспективное направление развития рынка. Перечислить направления бизнеса, где использование автоматов с возможностью безналичной оплаты актуально и позволит оптимизировать как затраты, так и бизнес-процессы в компании, сложно. Это и оплата билетов, платных дорог, парковок, заправок, пропусков, посещений развлекательных заведений и т.д. В этом случае использование банковских карт полезно не только для продавца и поставщика услуг, но и удобно для конечного потребителя. А удобство и скорость обслуживания – это еще одно конкурентное преимущество компании. Мы же уже знаем, как применить надежные технологии защиты данных банковских карт плательщиков от злоумышленников, компаний продавцов от мошеннических операций. Сегодня PayOnline предлагает рынку решение, которое позволит выйти на еще не занятый, но перспективный и быстро растущий рынок самообслуживания без программных и технологических сложностей, сосредоточившись на стратегии развития компании в России.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса