По словам производителей платежных терминалов, решения, позволяющие этим устройствам выдавать клиентам сдачу наличными, существуют уже достаточно давно. Однако на практике отыскать устройство, которое умело бы это делать, невозможно. Портал Банки.ру разбирался, почему терминалы не дают сдачу, а банкоматы не позволяют снять со счета карты все деньги до копейки.
Клиентка Сбербанка Наталья зашла в одно из отделений, чтобы оплатить услуги ЖКХ, и увидела очень длинную очередь. Сотрудники кредитной организации предлагали посетителям не стоять в кассу, а осуществить платеж через терминал, который принимал как карты, так и наличные. Однако значительная часть граждан предпочла стоять в очереди. Объяснение было очень простым: терминал не выдает сдачу. А для многих клиентов «округление» суммы платежа даже на 10—40 рублей может быть весьма принципиальным.
Давать сдачу отказываются не только терминалы Сбербанка, но и устройства других банков и платежных систем. Правда, в некоторых из них есть опция «Сдача» — когда можно перечислить «лишние» средства на счет своего мобильного телефона или получить их по распечатанному чеку в кассе. Но это удобно далеко не всем клиентам.
Причем устройства, необходимые для организации выдачи сдачи в платежных терминалах, существуют. Как рассказывают в компании QIWI, они одинаковы для банкоматов и для вендинговых аппаратов, продающих продукты.
Эксперты рассказывают, что в этой области есть несколько решений. «Например, диспенсер банкнот, состоящий из нескольких отделений, каждое из которых рассчитано на одну тысячу купюр, — указывают в QIWI. — Такой диспенсер требует постоянного отслеживания денежных остатков, пополнения недостающих купюр и стоит от 30 тысяч до 150 тысяч рублей». Более дорогим решением является купюроприемник с функцией выдачи сдачи. Он более удобен, поскольку сдача выдается теми же банкнотами, которыми ранее совершалась оплата. Однако только у части таких купюроприемников есть возможность предварительно загрузить купюры для сдачи. Средняя стоимость такого оборудования, по словам экспертов, составляет 185 тыс. рублей. Есть еще устройства выдачи сдачи монетами. Они называются хопперами и стоят от 9 тыс. до 13 тыс. рублей.
Несмотря на существующие готовые решения и явный спрос на такой сервис со стороны граждан, терминалы предпочитают сдачу не выдавать — ни купюрами, ни монетами. Причина весьма проста — рентабельность.
В QIWI утверждают, что основная функция платежных терминалов — это удобный, простой прием платежей в шаговой доступности. «Выдача наличных — традиционная функция банкоматов, стоимость которых в разы превышает стоимость терминалов, — указывают в компании. — Оборудование терминалов дополнительными устройствами для сдачи нецелесообразно, поскольку не соответствует их основному функционалу».
По словам специалистов QIWI, удорожание стоимости терминалов за счет нового оборудования приведет к росту стоимости услуги. Помимо этого, более дорогостоящие терминалы с большим денежным запасом привлекут внимание со стороны грабителей. «Таким образом, владельцы терминалов будут вынуждены активнее заботиться о сохранности своих аппаратов и устанавливать их только в максимально защищенных местах. Соответственно, снизится доступность терминалов для населения и увеличится стоимость услуг для компенсации затрат на повышенную аренду», — утверждают в компании.
Очевидно, вопрос рентабельности не позволяет и банкам оснащать свои терминалы с функцией приема наличных устройствами по выдаче сдачи — как правило, банковские терминалы располагаются в отделениях и значительно лучше защищены от потенциальных грабителей, чем, допустим, «уличные» устройства систем моментальных платежей.
Но не только терминалы предпочитают «не мелочиться». Намного более сложное устройство банкомат хотя и выдает наличные средства, но снимаемую в нем со счета сумму тоже необходимо «округлять». Причем, разумеется, в меньшую сторону. Остающиеся на счете незначительные суммы можно получить только в кассе.
По словам менеджера по развитию бизнеса компании — производителя банкоматов Diebold Дмитрия Погодина, крупные розничные банки приобретают модули по выдаче монет, но не для того, чтобы клиенты могли снимать в банкоматах все до копеечки. Эти модули используются для наличного обмена валют. «Всего существует три вида таких модулей: стандартный диспенсер, работающий только на выдачу; монетоприемник, работающий на прием; и ресайклер — монеты, внесенные одним клиентом, могут быть выданы другому», — рассказывает он.
Что касается выдачи наличных в банкомате, то, по словам Погодина, устройство может хранить ограниченное количество купюр: поэтому выдавать клиентам мелкие банкноты или монеты попросту невыгодно. «Безусловно, есть банки, которые предлагают клиентам особый интерфейс с возможностью выбора номинала купюр, — говорит он. — Однако большинство клиентов снимают в основном крупные и средние суммы наличных, получать которые удобнее банкнотами крупного номинала». Также Погодин отмечает, что кассеты, наполненные мелкими купюрами, быстрее опустошаются. В результате банку приходится тратить больше средств на более частую инкассацию.
Начальник управления сети самообслуживания ВТБ 24 Алексей Дегтярев считает, что устройства, выдающие мелочь, слишком затратны и обладают, как правило, невысокой надежностью. «Инкассация таких устройств также стоит очень дорого», — сетует он и напоминает, что обычно выпускающие карты банки предлагают своим клиентам получать наличные в кассе, где всегда может быть выдана вся мелочь, до последней копейки. «Для этого необязательно нужен специальный банкомат», — отмечает Дегтярев.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.