Реклама
16 Марта 2012, 11:17
3470

Ростовский рынок вендинга

Ростовский рынок вендинга

Ростовский рынок вендинга — продажи товаров через автоматы - далек от насыщения. Одно устройство приходится на сотню жителей донской столицы, что в десять раз меньше от показателей европейских городов. Жители Юга не спешат заниматься вендингом из-за низкой рентабельности бизнеса и высокой конкуренции за удачные места для установки автоматов.

Продавцы со стальными нервами

На первый взгляд, вендинг — идеальное поле для малого бизнеса: стоимость автомата начинается от сотни тысяч рублей, устройство занимает не больше квадратного метра, что выгодно влияет на стоимость аренды, а заработную плату продавцу не надо закладывать в бизнес-план.

"Сельхозпроизводителю реализация товаров через автоматы позволяет получить прибыли в три раза больше, чем продажа продукции переработчикам. Для заводов это отличный способ массового продвижения своей продукции, когда вход в крупные торговые сети проблематичен", - заявляет Виктор Белоусов, коммерческий директор компании "Агротехкомплект", поставляющей в Россию немецкие молокоматы.

По его, словам стоимость одного литра молока в автоматах в среднем на 10 рублей дешевле, чем в магазине.

Увидев эти и другие плюсы вендинг-стартапа, ростовский бизнес -тренер Игорь Алимов решил инвестировать свои средства в этот бизнес: "Отпадают многие административные барьеры, которые есть при традиционной торговле. К примеру, не нужно получать разрешение санитарно-эпидемиологической станции. Также полностью отпадает человеческий фактор: есть уверенность, что продавец ничего не украдет, а продукты будут храниться в соответствии с техническими нормами".

Однако спустя два месяца предпринимателю пришлось свернуть проект: на вендинг-горизонте обозначились незаметные ранее издержки и риски.

Подводные камни вендинга

"В таком бизнесе прибыль растет вместе с количеством автоматов в собственности компании. Смысл начинать вендинг-бизнес есть, когда инвестор может позволить себе покупку как минимум трех аппаратов", - комментирует Алексей Минаков, генеральный директор компании-дилера автоматов "Орион". -Тогда собственник автомата сможет вносить арендную плату ( до полутора тысяч рублей за место под одну машину), покупать ингредиенты (для самых распространенных машин в Ростове — кофейных — около двух тысяч рублей в месяц) и платить за работу технику, настраивающему устройства и докладывающему продукты в аппараты. Кроме того, вендерам необходим транспорт.

По словам Алексея Минакова, собственники автоматов ежемесячно отчисляют около 900 рублей налога за торговое место за каждый аппарат. Размер этой выплаты зависит от места, где стоит машина.

"Стоимость самих автоматов может доходить до миллиона рублей. Кофе-машины стоят от 100 до 200 тысяч рублей, в завимисти от того, с какими ингридиетами работают — зерновыми или растворимыми. Дополнительные функции — встроенный холодильник или микроволновая печь удораживают цену автомата на сто тысяч рублей", - отмечает Игорь Алимов.

По данным национальной ассоциации автоматизированной торговли, 10 процентов от стоимости автоматов составляет цена платежной системы. Поэтому самый удобный для вендеров вариант — установка машин в офисах, где сотрудники берут продукцию бесплатно, а рассчитывается с оператором руководство компании. По данным ассоциации, в России таких автоматов не более 2 процентов от их общего количества в стране.

Кофейные реки, снековые берега

"В Ростове на сегодня стоит около двух тысяч автоматов. С учетом гостей города и пассажиропотока, одно устройство приходится на тысячу жителей города. В европейских городах этот показатель в десять раз больше — одна машина на сотню человек", - заявляет Алексей Минаков. По словам Игоря Алимова, в Манчестере работает автоматизированный супермаркет, а в одном из венгерских городов открыто вендинг-кафе.

Хотя рынок далек от насыщения, отечественные вендеры страдают от конкуренции. По результатам опроса, проведенного национальной ассоциацией автоматизированной торговли, именно конкуренция на этом рынке мешает развивать бизнес каждому пятому предпринимателю. Борьба идет за удачное место для установки аппарата.

"Наиболее удачные места- вокзалы и аэропорты, там автомат может делать до сотни продаж в день", - отмечает Игорь Алимов. Зачастую снек-машины ставят рядом с кофейными машинами, что, по словам Алексея Минакова, повышает продажи еды на треть".

Также автоматы конкурируют по качественным показателям. "Самый крупный ростовский игрок — "Город кофе" - получил свои устройства бесплатно от компании "Нестле", которая производит растворимый кофе для их автоматов. Такой напиток по вкусовым свойствам не сравним с зерновым кофе, который предлагают небольшие вендинг-сети", - считает Леонид Сергиенко, главный инженер компании "Орион". По словам Татьяны Ксёнз, генерального директор компании "Город кофе" в Ростове-на-Дону, половина автоматов компании готовят зерновой кофе.

В Ростове пока нет ни одного автомата с горячими обедами и бутербродами, отсутствуют попкорн-машины. По прогнозу игроков рынка, автоматы новых видов появятся в городе через пару лет, а пока рынок будет развиваться в кофейно-снековом сегменте.


Источник: rbc.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса