Реклама
3 Октября 2011, 12:45
2149

ООО "Мобионика" отказалась от приема платежей

ООО "Мобионика" Спустя пять лет развития на Урале сети платежных терминалов братья Константиновы решили отказаться от приема платежей и сосредоточиться на производстве и продаже терминалов самообслуживания. Совладелец группы компаний МОБИОНИКА Игорь Константинов объясняет уход с рынка неинтересными условиями конкуренции и падением рентабельности. Он ставит на интерактивные информационные киоски, работу с банками и техническое перевооружение.

Владельцы группы компаний МОБИОНИКА братья Игорь и Алексей Константиновы стали развивать терминальный бизнес в Екатеринбурге одними из первых, в 2006 г. За плечами у них был опыт работы в сотовом ритейле. В начале 2000-х гг. «положить деньги на счет» можно было, только купив карту номиналом 300, 500 и 1000 руб., но абоненты требовали большей гибкости. «Карты минимального номинала в точках продаж быстро заканчивались, люди были недовольны. Это подтолкнуло нас к внедрению системы электронных платежей — от 10 руб.», — вспоминает Игорь Константинов. Сначала деньги от абонентов принимали в салонах сотовой связи. У братьев была сеть «Центр сотовой связи», которая в конце 90-х гг. принимала платежи всех операторов Екатеринбурга: кассир вручную вводил номер мобильника, отбивал чек. Параллельно внедряли технологию автоматизации: братья стали заниматься производством и продажей платежных терминалов, формировать партнерскую — суб­агентскую — сеть, развив ее к началу 2010 г. до 1,5 тыс. точек. Функции платежной системы выполняла федеральная компания «Объединенные системы мобильных платежей» (ОСМП, развивается под брендом QIWI). «Все это время мы работали только с ОСМП. Не было привычки менять деловых партнеров», — говорит Игорь Константинов.

Со временем в терминалах стало возможным оплачивать не только связь, но и другие услуги. В список операторов добавились интернет-провайдеры, компании сферы ЖКХ, серверы электронных денег, а в последнее время стали появляться банки (оплата кредитов), госструктуры (штрафы ГИБДД, госпошлины), благотворительные фонды. В перспективе их состав может пополниться страховыми компаниями (оплата страховых взносов) и др., считает г-н Константинов.
В 2009 г., чтобы избежать стагнации, братья Константиновы начали придумывать новые идеи. Революционным решением им показались информационные киоски — полноценные интерактивные информаторы (наподобие городских справочных терминалов), через которые можно получить доступ к любым данным, а заодно и оплатить ряд услуг. Такие устройства могли стать навигаторами по торговым центрам, промоутерами и консультантами в магазинах, обслуживать компании по доставке еды и т. д. — функционал определял заказчик. Но, по словам Игоря Константинова, вопреки ожиданиям, массового спроса на информационные киоски не последовало.

Как продать 1500 терминалов

В последние годы владельцам терминалов нелегко, отмечает Игорь Константинов. Во-первых, «очень долго и тяжело» вступал в силу Федеральный закон № 103 «О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами», который обязал оборудовать все терминалы фискальными регистраторами. Г-н Константинов: «У некоторых компаний количество устройств в сети доходило до 400 шт. А фискализация требует потратить около 30 тыс. руб. на устройство. Представляете, какие затраты возникали?»

Одновременно крупные платежные сис­темы сократили вознаграждение для агентов в разы. «Раньше они платили нам до 3% с каждого чека. Тогда человек, оплачивая 100 руб., их же и получал на свой лицевой счет. Потом вознаграждения упали до 0,15%», — рассказывает Игорь Константинов. Комиссии, взимаемые в терминалах с клиентов, тут же выросли.
Во-вторых, к бизнесу стали приклеиваться сомнительные игроки, а иногда и просто мошенники. Г-н Константинов: «Пришли предприниматели в спортивных штанах с лампасами и просто начали ставить свои терминалы. С одной лишь целью — получить доступ к наличности и продавать ее «обнальщикам». Разумеется, их никогда не волновали ни ставки вознаграждения платежных систем, ни собственные комиссии, без которых невозможно развивать бизнес, — доходы они получали от продажи налички». Такие терминалы не стоят на учете в налоговой или оформлены на несуществующие организации. По состоянию на 2010 г., на 20 игроков в каждом городе-миллионнике приходится только 3-4 зарегистрированных в ГНИ участника — приводит статистику Игорь Константинов.

Сбросив комиссию за платежи до нуля и получив клиентов, нелегалы взвинтили и стоимость аренды. «Приходят в торговый центр или магазин и предлагают: «Сколько вам платил предыдущий арендатор? Пять тысяч? Я буду платить семь». В итоге стоимость привлекательных мест в Екатеринбурге возросла до 15-20 тыс. руб., 10 из которых — зачастую в конверте. Учитывая, что доход с одного хорошего терминала в месяц в среднем 20 тыс. руб., но есть и такие места, где прибыль не более 5 тыс. А ведь для всех терминалов нужно содержать штат сотрудников, проводить техобслуживание и модернизацию парка, расширять сеть. Кроме того, терминальные сети работают по депозитной системе: все платежи населения должны быть заранее предоплачены на расчетные счета платежной системы», — перечисляет г-н Константинов.

Помимо этого в последние два года у крупных продовольственных сетей вошло в практику объявлять тендеры на «официальный входной билет». «За обозначенную сумму надо поставить терминалы во всей сети этих магазинов, независимо от интересов самого владельца терминалов, — и в Екатеринбурге, и в глубинке. Плюс на минус дает минус, — рассуждает Игорь Константинов. — Вообще, создается впечатление, что большинству торговых сетей абсолютно безразлично, кто расставляет у них свои терминалы: «белые» игроки или «обнальщики», фискализированы терминалы или нет. Ритейлеров в основном беспокоит величина арендной платы и отсутствие комиссии в терминалах. А без комиссии, я уверяю, можно работать только при самой минимальной арендной плате и без перспектив дальнейшего роста!»

Рынок перекосило в сторону примитивной конкуренции. («А-ля бизнес в стиле танк», — иронизирует бизнесмен.) В итоге компании группы МОБИОНИКА уступили свои терминалы партнерам по одно­именной сети. По данным г-на Константинова, на продажу выставляются и другие терминальные сети в Челябинске и Екатеринбурге.
Сегодня компания сосредоточилась на производстве и продаже оборудования «для серьезных игроков». Интерес есть: со стороны банков, крупных предприятий, государственных учреждений, сферы услуг, рекламных агентств. Терминалы для банков — способ расширить возможности погашения кредитов и оплаты иных услуг для клиентов, минимизировать траты на развитие собственной сети банкоматов и представительств. Но 80% всех переговоров дальше первой стадии не продвигаются. Лишь 20% — реальные сделки. Однако Игорь Константинов не отчаивается. «Перспективы у нас радужные», — улыбается он.

Свежие идеи в банках и киосках

Подрыв рынка нелегальными компаниями произошел потому, рассказывает г-н Константинов, что с самого начала развитие бизнеса шло хаотично, усилиями лишь мелких и средних предпринимателей, без участия серьезных структур, в том числе банков. Банки и сегодня — самые перспективные, но и самые сложные клиенты. Кредитные организации покупают терминалы, стремясь развить дистанционные сервисы, а параллельно — становятся полноценными участниками рынка агентских платежей. Не исключено, что вскоре банки будут основными владельцами терминальных сетей и обзаведутся собственными платежными системами, отказавшись от посредников. Однако большинство из них оформлять намерения не спешат. Игорь Константинов: «Переговоры о поставках терминалов с нами ведут несколько банков, но, к сожалению, этот процесс затянулся. У кого-то не готова собственная платежная система, у кого-то не утвержден окончательно брендбук, кто-то ждет изменений в законодательстве, кто-то — нового финансового года или конца кризиса. Все нормально! Мы же в России живем».
О развитии конкурирующих с терминалами мобильных платежей (мобильный банкинг, SMS-платежи и т. д.) г-н Константинов говорит с осторожностью — перспективы есть, но есть и препятствия. Сотовые операторы, напомним, анонсируют превращение телефонов в кошельки: с помощью специального NFS-чипа и SIM-карты можно будет расплачиваться за товары и услуги, просто поднеся мобильник к считывающему устройству (подробнее см. на с. 16). Продвинутые пользователи давно ждут этих новинок. Игорь Константинов: «А как деньги будут попадать на банковский счет или счет телефона, с которого будет идти списание? Первый вариант — пойти в банк и внести нужную сумму (тогда дистанционность ставится под вопрос), второй — безналичный перевод через зарплатные схемы (но предприниматели стараются сейчас платить «в конвертах» — налоги цинично высоки), поэтому третий и оптимальный вариант — терминал или банкомат, которые всегда проще найти, чем банковский офис». Он уверен, что устройства самообслуживания — по-прежнему один из самых популярных каналов платежей. И рынок не насыщен. «Еще далеко не все услуги можно оплатить с помощью терминала», — аргументирует он.

Будущее, по мнению г-на Константинова, в интересных идеях. В Канаде, например, появился оператор терминалов по продаже комков земли, насыщенных семенами различных растений. «Зеленые» запатентовали эту идею и предлагают людям оздоровить города, покупая землю и выкладывая ее на неозелененных газонах и пустырях. МОБИОНИКА делает ставку на интерактивные информационные киоски. Кроме того, Игорь Константинов ожидает появления новых игроков терминального рынка, которые подстегнут общий интерес. Скажем, единого интегратора в области билетных решений: он организует продажу в одном терминале железнодорожных, авиабилетов, билетов в кино, на концерты, в театр, цирк и т. д. «Нужно находить новые места установки, расширять географию присутствия, например, ставить устройства в подъезды благополучных жилых домов. У нас один из уникальных городов, в котором практически нет уличных терминалов. А мне кажется, это потенциал для роста», — убежден г-н Константинов.

Возможно, вскоре в Екатеринбурге появятся устройства, где можно будет заказать суши или пиццу на дом — с помощью сенсорного экрана ознакомиться с меню, выбрать блюдо и оплатить заказ. «К тому моменту, как человек доедет до дома, доставка будет осуществлена. Сейчас с нами ведут переговоры некоторые кейтеринговые компании. Надеюсь, это будет доведено до ума», — говорит Игорь Константинов. Такое решение может быть интересно и дистрибьюторам косметики типа Avon и Oriflame, считает он.

Однако ключевой замысел братьев Константиновых — информационно-сервисные киоски — пока не востребован. «Контент может быть не столько коммерческий, сколько социально ориентированный, — объясняет идею бизнесмен. — Например, в терминалах, установленных в продовольственных торговых сетях, можно в наглядном и интерактивном виде разместить информацию о пищевых добавках группы Е. Под эту тему собрать рекламодателей и спонсоров — производителей экологических продуктов, представителей сферы здравоохранения, разработчиков ПО. Можно действовать в партнерстве с властью — Минторговли, Минсельхозом, Минздравом. Так они смогут рассказывать населению о здоровом питании и образе жизни гораздо интересней, полезней и дешевле, чем вбухивать деньги в замыленные лозунги и листовки», — уверен г-н Константинов.

Один из способов развить рынок — создание в Свердловской области единого интегратора, который соберет всех возможных участников подобных проектов. Игорь Константинов: «От кого-то — «железо», от кого-то — информация для контента, от кого-то — программное обеспечение, от кого-то — административные ресурсы, от кого-то — рекламодатели. И проект заработает». Однако на сегодняшний день реальнее сделать все самим. «Может быть, мы даже не будем дожидаться разработчиков ПО, а наймем своих специалистов, — предполагает г-н Константинов. — Это позволит не только снизить стоимость программы, но и сократить время на ее создание, сохранить контроль над полученным продуктом. В дальнейшем он может быть доработан до коробочного решения, а сеть терминалов — масштабирована до регионального или даже всероссийского проекта».

Терминалы поделили федеральные и региональные платежные системы
Основные участники рынка в Екатеринбурге
QIWI (федеральная сеть ОСМП)
«Фрисби» («ЕРЦ-Финансовая логистика»)
TelePay (местный игрок)
Compay
CyberPlat
«Континенталь»
МГП («Мобильные городские платежи»)


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса