Реклама
19 Сентября 2011, 18:46
9551

Рынок банкоматов в России

Несмотря на мировые тенденции в сторону развития безналичных расчетов, на российском рынке банковского обслуживания вопросы доступности к наличным ресурсам для клиентов банков имеют весомое значение, а посему банковские сети автоматов по выдаче денежных купюр растут как на дрожжах…

Тем временем технологии тоже не стоят на месте, и вскоре банкоматы будут обладать дополнительными возможностями, а некоторые принципы их работы претерпят существенные изменения. Ведь разветвленная сеть банкоматов является не только одним из наиболее эффективных и экономичных устройств для предоставления розничных банковских услуг, но и способствует значительному увеличению прибыльности банка. Так что же будет с банкоматами в России и в каком положении находится рынок сейчас?

Сколько банкоматов в России и у кого их больше всего?

таблица

На данный момент в России насчитывается свыше 80 тыс. банкоматов, принадлежащих более чем сотне различных банковских учреждений. Согласно проведенным в этом году исследованиям на предмет, какой же из банков России имеет самое большое количество банкоматов в стране, получилась весьма интересная статистика. Бесспорным лидером, как собственно и в предыдущие два года, показал себя «Сбербанк». Он, как известно, является лидером не только в этой категории, но и занимает первое место в большинстве прочих банковских рейтингов:

  • Сбербанк – драйвер рынка. Количество принадлежащих Сбербанку банкоматов, еще на начало 2011 года, насчитывало почти 28 тыс. штук, что составляет более трети всех банкоматов в стране. Из всего этого количества чуть больше восьми тысяч предусматривают функцию приема платежей наличными (cash-in). Общее же количество платежных терминалов, которые позволяют пополнять счет наличными, достигло 11 тыс. штук, тогда как в предыдущий период их было на 30% меньше.
  • ВТБ24 – снова второй. Второе место также стабильно занимает ВТБ 24, увеличивший количество своих банкоматов за 2010 год на четверть – до 5 тыс. штук. Правда по количеству устройств с функцией cash-in, ВТБ 24 уступает свое почетное второе место банку «Русский стандарт». Количество его автоматов с возможностью внесения средств на счет перевалило за 1200 штук, в то время как у «ВТБ 24» их на сотню меньше
  • Банк «Уралсиб» завершает тройку лидеров. Количество его банкоматов в стране насчитывает 2871 штуку, тогда как, наступая ему на пятки, четвертое место занимает Мастер-Банк с 2840 банкоматами. Пятое место досталось Транскредитбанку с его 2334 устройствами выдачи наличных.
  • Вторая пятерка лидеров по количеству собственных банкоматов представлена Росбанком, Альфа-Банком, Москомприватбанком, Банком Москвы и Московским Индустриальным Банком – каждый из них владеет более чем 2300, 2200, 2000, 1900 и 1700 банкоматами, соответственно.


Какие же банки лидеры, а какие аутсайдеры по темпам развития сети банкоматов?

Стоит отметить что лидером как по приросту так и по количеству банкоматов является Сбербанк России:
? вслед за Сбербанком идет группа банков, динамично развивающая сеть банкоматов. Банки, установившие за год от 100 до 900 банкоматов, это: ВТБ 24, Московский Индустриальный Банк, Альфа-Банк, Мастер-Банк, Росбанк, Транскредитбанк, Уральский банк реконструкции и развития, Уралсиб, Открытие, Восточный экспресс банк, Московский кредитный банк, Газбанк, Райффайзенбанк, Петрокоммерц, Банк Москвы;
? кредитные организации входящие в "черный список", у которых количество банкоматов за год уменьшилось, это: Банк Интеза, Интехбанк, Агропромкредит, Национальный Торговый Банк, Интерпрогрессбанк, Москоммерцбанк, Старбанк, Балтийский Банк, БСЖВ, Промсвязьбанк, ОТП Банк, Москомприватбанк;
? банки у которых количество установленных банкоматов за год стремится от 0 до +1, это: Глобэкс, Народный Кредит, Первомайский (Краснодар), Элита, Башкомснаббанк, Столичный Кредит, Росавтобанк, Славия, Алтайэнергобанк, Стройкредит, Абсолют Банк, Инвестиционный капитал, Быстробанк, Русь, Тверьуниверсалбанк, Нефтепромбанк, Агророс

Отметим, что развитие сети банкоматов является важным элементом развития стратегии конкретного банка в целом. Также доступность предлагаемых услуг зависит от численности и разветвленности банкоматов финансового учреждения, режима работы банкоматов и качества работы сети в целом.

Что касается непосредственно столицы РФ, то тут банкоматов насчитывается свыше 10 тыс. Вряд ли кого удивит, что первое место занимает все тот же финансовый гигант «Сбербанк»: количество его банкоматов в пределах Москвы составляет более 2 тыс., из которых почти четверть терминалы, предусматривающие функцию cash-in. Второе место принадлежит Мастер-Банку, его объекты на территории Москвы насчитываются в пределах 1500 штук, более трети из них принимают платежи. Ну и закрывает тройку столичных призеров Банк Москвы со своими шестью сотнями банкоматов, из числа которых более 200 поддерживают функцию cash-in.

Сеть банковских автоматов по работе с наличными деньгами растет постоянно, но наряду с количественным увеличением, которое конечному клиенту сулит лишь доступность данной услуги в непосредственной близости от места своего пребывания, хотелось бы отметить и повышение качественных показателей. В этом вопросе основное значение имеют вопросы безопасности и удобства,/скорости обслуживания.

Инвесторам: каковы перспективы развития рынка?

По мнению аналитиков землячества Москвы и Центрального ФО России Академии Masterforex-V, качественные изменения на рынке банковских услуг с использованием банкоматов определяются в первую очередь используемыми технологиями, а также сервисом, который уже зависит от банка-владельца конкретного банкомата. В последнее время основные тенденции развития мирового рынка данной услуги, а по этому пути идет и Россия (так как почти все банкоматы производятся в США) следующие:

Разработка нового программного обеспечения, которое способно обеспечить дополнительные возможности, такие как:

  • выбор номинала необходимых к выдаче купюр;
  • выбор нужной валюты;
  • более «дружественный» и понятный интерфейс;
  • увеличение скорости обработки запроса.

Внедрение новых принципов безопасности в производстве и размещении банкомата непосредственно в месте оказания услуги:

  • разработка нового дизайна, который позволит предупредить возможное мошенничество (ненагревающиеся кнопки ввода ПИН-кода как защита от «считывания» посредством термо-сканера, защита паза приема карты от умышленного повреждения и изменения конструкции извне и т.д.);
  • внедрение систем бесконтактных платежей (биометрическая идентификация, NFC-сканер для поддерживающих данную функцию смартфонов)
  • более продуманная установка банкоматов (место должно хорошо освещаться, банкомат стоять боком к улице и не загораживать обзор прилегающих территорий);
  • распространение технологии, которая позволяет совершать все необходимые операции (принятие денежных знаков, проверку депозитов и выдачу денежных купюр, внесенных до этого) одним и тем же банкоматом, то есть осуществляется полный оборот средств в рамках одного банкомата;
  • замена аппаратной части банкомата на виртуальную машину.

Последний пункт особенно важен и перспективен, так как имеет множество положительных моментов в случае успешного и массового применения. Если раньше в основе банкоматов находились только встроенные внутрь компьютеры, то сейчас благодаря виртуализации этой части системы самообслуживания банкомат получит возможность работать без встроенного в него компьютера и будет привязан к единому вычислительному центру.

Следовательно, физические компоненты сервера станут осуществлять все вычислительные операции для многих таких виртуальных банкоматов. Это позволит:

  • увеличить надежность и защищенность банкомата;
  • существенно упростить систему по управлению каналами самообслуживания;
  • повысить безопасность операций и, тем самым, оставит меньше возможностей для мошенничества
  • обеспечить более эффективную эксплуатацию сервера, более быстрое восстановление после ошибок и ускоренное обновление программного обеспечения.

Также данная технология поможет снизить стоимость оборудования для банков, что положительно скажется на росте сети банкоматов. В то же время экономия на более упрощенном сервисном обслуживании позволит в перспективе снизить и тарифы на выполняемые виртуальными банкоматами услуги.


журнал "Биржевой Лидер"


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса