На прошлой неделе компания ОСМП, входящая в холдинг OE Investments, отпраздновала свое пятилетие. С момента своего появления в 2004 году она смогла стать лидером российского рынка моментальных платежей и единственной на данный момент компанией, которая растет быстрее него. В 2006 году ОСМП начала экспансию в страны СНГ, которая позже распространилась и на другие государства, а спустя пару лет был запущен розничный бренд компании - QIWI, недавно названный НАУЭТ основным драйвером российского рынка. CEO OE Investments Андрей Романенко и генеральный директор ОСМП Владимир Лопатин в интервью MoneyNews рассуждают об изменениях в поведении своих клиентов, оценивают влияние кризиса и государственного регулирования на бизнес, а также делают прогнозы о развитии ОСМП и отрасли в целом.
Дмитрий Родин (Д.Р.): Как начался новый год для ОСМП?
Владимир Лопатин: В конце прошедшего года, когда по стране прокатилась первая волна кризиса, мы составили два прогноза деятельности ОСМП в 2009 году: оптимистичный и пессимистичный, в зависимости от экономической ситуации в стране. В начале 2009 года начал сбываться оптимистичный прогноз: активность ОСМП не только не упала, но и превысила наши самые смелые прогнозы. Рост оборота в январе 2009 года по сравнению с декабрем 2008 составил 52%.
Мы были готовы увидеть понижение числа платежей в пользу операторов сотовой связи, которое прогнозировали аналитики, однако этого не произошло. Для россиян простота и доступность общения оказались важнее сокращения затрат, во всяком случае на данном этапе. Также стоит отметить успешность проекта по оплате услуг MLM (розничная торговля), который еще в прошлом году демонстрировал хорошие показатели, а в январе 2009 года оплата услуг в пользу MLM-компаний составила 3,3% от общего оборота ОСМП, в этом месяце было проведено около 500 тыс. платежей по этому направлению.
Д.Р.: Какое влияние на бизнес компании оказывает финансовый кризис?
Владимир Лопатин: Пока мы не чувствуем влияния кризиса, но предполагаем, что в будущем он можем негативно сказаться рынке платежных систем. Именно поэтому ОСМП активно внедряет новые услуги и сервисы, а также расширяет перечень провайдеров, тем самым снижая долю платежей за сотовую связь в обороте компании.
Расширяется список городов, в которых можно оплатить жилищно-коммунальные услуги через терминалы QIWI, подключается все больше авиаперевозчиков и банков, современным продуктом стали подарочные карты QIWI.
Д.Р.: Как вы оцениваете законодательные инициативы государства по регулированию деятельности сетей платежных терминалов?
Андрей Романенко: Мы с нетерпением ждем второго чтения законопроекта "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", которое, к сожалению, откладывается. Принятие мер, позволяющих смягчить влияние кризиса на экономическую ситуацию в России, занимает львиную долю времени у наших законодателей. Теперь сложно предположить, когда они смогут вернуться к рассмотрению вопросов по регулированию рынка платежных терминалов.
Наша позиция по этому вопросу не изменилась: установка и обслуживание контрольно-кассовой техники крайне затратны для представителей малого бизнеса, которые являются владельцами терминалов. Оптимальным решением в этой ситуации является фискализация процессинговых центров. Но в целом мы поддерживаем инициативу принятия закона, который сможет наилучшим образом закрепить основы регулирования рынка, учесть все нюансы его сегментов и, главное, обеспечить четкое и однозначное толкование правовых основ функционирования.
Д.Р.: Поделитесь планами компании на текущий год по количеству терминалов и новых партнеров - провайдеров услуг.
Владимир Лопатин: Продолжается экспансия ОСМП в регионы, поскольку там плотность платежных терминалов на одного человека все еще значительно ниже, чем в Москве. По нашим прогнозам количество терминалов QIWI в 2009 году может увеличиться на четверть.
Благодаря проекту "Консолидатор", который стартовал в конце прошлого года, наши агенты могут самостоятельно договариваться о сотрудничестве с местными провайдерами, и получать благодаря этому дополнительный доход. Запуск этого проекта позволил увеличить темпы подключения провайдеров, и в текущем году мы планируем удвоить их количество.
Д.Р.: Собирается ли ОСМП открывать новые региональные офисы и зарубежные представительства?
Владимир Лопатин: Сейчас на территории России работает 26 наших представительств, этого достаточно для качественного покрытия и обеспечения наших агентов в регионах всем необходимым: от оборудования и программного обеспечения до профессиональных консультаций.
Андрей Романенко: О наших планах по зарубежной экспансии на 2009 год мы обязательно сообщим дополнительно в ближайшее время. Пока можно отметить только то, что они обширны.
Д.Р.: Как со временем изменяется назначение принимаемых от населения через терминалы платежей?
Владимир Лопатин: До 2008 года доля сотовой связи в обороте большинства платежных систем составляла более 95%. В 2008 году ОСМП, уходя от определения "платежные терминалы - это платежи за сотовую связь", приступила к активному продвижению новых сервисов: погашения кредитов, оплаты авиабилетов, услуг ЖКХ, билетов на зрелищные мероприятия и ряда других возможностей.
Именно для репозиционирования наших услуг в глазах конечных потребителей в апреле 2008 года был выведен розничный бренд QIWI. В январе 2008 года доля платежей за сотовую связь составила 93%, а в декабре - уже 85%. До 4,4% выросла доля интернет-провайдеров, существенно улучшили свои показатели коммерческое телевидение и местная проводная связь. По нашим прогнозам, доля операторов сотовой связи в обороте будет сокращаться и дальше. Мы делаем ставку на новые сервисы: погашение банковских кредитов, оплату заказов в торговых компаниях и оплату билетов.
Д.Р.: С появлением новых рекламных предложений интерфейс терминалов QIWI становится все более насыщенным - вслед за перемещающейся птицей появились двигающие баннеры. Какова рекламная стратегия ОСМП, и оправдывает ли она ваши ожидания сегодня?
Андрей Романенко: Согласно исследованию "Комкон", как рекламная платформа платежные терминалы занимают четвертое место по размеру недельной аудитории. Этот показатель выше только у таких дорогостоящих носителей, как телевидение, радио и общественный транспорт. Размещением рекламы на платежных терминалах QIWI занимается компания Direct Contact, также входящая в холдинг OE Investments. Мы довольны ее успехами: в прошедшем году было реализовано более 150 рекламных проектов с известными компаниями.
В 2008 году было проведено юзабилити исследование интерфейса платежного терминала QIWI, в котором в том числе использовались "тепловые карты внимания". Такие карты представляют собой изображения экрана терминала, на которых цветом обозначены области, наиболее часто привлекающие внимание пользователей. Благодаря проведенному исследованию, мы смогли оценить привлекательность рекламы на терминалах и планируем внести некоторые коррективы в ее размещение.
Владимир Лопатин: В то же время результаты данного исследования позволили нам сделать выводы и относительно интуитивности терминального интерфейса. В результате, в самом ближайшем времени у терминалов QIWI появится новый интерфейс.
Д.Р.: Как на деятельности ОСМП отражается распространение интернет-платежей, не предполагающих использования терминалов?
Владимир Лопатин: Хорошо, и мы рады этому. Платежный сервис QIWI изначально создавался как мультиплатформенный. Мы заранее уловили эту тенденцию рынка и представили универсальный сервис, которым можно пользоваться не только через терминалы, но и с помощью интернета и мобильного телефона. Очень надеемся, что в самое ближайшее время темпы роста популярности мобильных платежей также увеличатся.
Д.Р.: Ожидаете ли вы обострения конкуренции на рынке? Насколько он насыщен на сегодняшний день?
Андрей Романенко: Нет, таких изменений мы не ждем. Рынок сформирован, и основные игроки определены. Появление новой платежной системы, оснащенной собственным процессинговым центром и обладающей широкой агентской сетью точек оплаты, сопряжено с рядом глобальных сложностей. Нужно учитывать, что рынок ЭПС высокотехнологичен, постоянное внедрение инновационных решений является его визитной карточкой. Создание подобной системы требует не только значительных вложений, но и само по себе является ноу-хау, разработка которого займет несколько лет. За это время уже существующие игроки уйдут в развитии своих технологий далеко вперед.
Если же рассматривать возможность появления новых крупных агентских сетей - сетей платежных терминалов, обслуживаемых существующей платежной системой, - то этот вариант вполне вероятен. Уже сегодня прослеживается тенденция консолидации игроков.
Д.Р.: Что вы хотели бы сказать, подводя итоги пятилетней работы ОСМП на рынке?
Владимир Лопатин: Мы самая быстрорастущая, не останавливающаяся ни перед какими трудностями компания. ОСМП стала лидером, благодаря хорошо продуманной бизнес-стратегии. Изначально сделав ставку на платежные терминалы, мы не ошиблись - автоматы стали самым популярным способом оплаты услуг среди населения. Помимо этого, компания ОСМП располагает самым мощным процессингом по обработке микроплатежей не только в России, но и в мире. Процессинговый центр ОСМП обрабатывает рекордное количество платежей. Наша IT-инфраструктура позволяет своевременно внедрять высокотехнологичные сервисы, тем самым привлекая пользователей и определяя основные тенденции развития рынка платежных систем в целом.
Андрей Романенко: Мне хотелось бы поздравить всех наших партнеров, коллег и друзей с замечательной круглой датой. Мы добились такого впечатляющего успеха только благодаря вам. В судьбоносные для ОСМП моменты ваши идеи, мнения и поддержка играли ключевую роль и определяли вектор принятия решений. Надеемся, что так будет продолжаться и впредь. Спасибо!
Д.Р.: Какие новые услуги и сервисы вы планируете представить в 2009 году?
Владимир Лопатин: Как уже говорилось, мы расширим перечень банков и авиаперевозчиков. Также разрабатываем ряд глобальных проектов, детали которых пока не хотелось бы разглашать.
Андрей Романенко: ОСМП продолжает значительно опережать и по-прежнему определяет основные тенденции развития рынка - поэтому наши инициативы изменят привычные представления потребителей о платежных сервисах.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.