В декабре состоялось официальное представление нового генерального директора Группы e-port Алексея Няненко, который с 2004 года занимал пост заместителя генерального директора ОСМП по общим вопросам. Прежний генеральный директор Александр Покровский назначен президентом Группы e-port, основанной в 1999 году и к настоящему моменту контролирующей 15% российского рынка электронных платежных систем. Рокировка состоялась спустя несколько месяцев после перехода 100% акций ОСМП и e-port компании OE Investments.
В интервью MoneyNews Алексей Няненко рассказал о том, какие шаги по развитию компании он планирует предпринять в новой должности, дал оценку нынешнему состоянию рынка и поделился прогнозами о его ближайшем будущем.
Дмитрий Родин (Д.Р.): Поделитесь подробностями о разграничении полномочий и сфер деятельности между вами и вашим предшественником на этом посту – Александром Покровским.
Алексей Няненко (А.Н.): Президент Группы e-port Александр Покровский в настоящее время занимается стратегическим развитием компании, а также курирует разработку и внедрение новых проектов и услуг. В мою сферу ответственности входит руководство операционной деятельностью компании, планирование, оптимизация внутренних бизнес-процессов компании.
Д.Р.: Как изменится оборот e-port по сравнению с показателями за прошлый год?
А.Н.: Окончательные итоги работы Группы e-port в 2008 году будут подведены в начале следующего года. По состоянию на конец ноября оборот Группы e-port составил 66,57 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 30%.
Д.Р.: Сколько пользователей насчитывают все сервисы e-port вместе взятые? Как, по вашим прогнозам, их количество увеличится в дальнейшем?
А.Н.: Можно сказать, что потенциальными пользователями системы e-port являются все жители России, пользующиеся мобильной связью, услугами доступа в Интернет, телефонии и т.д. В настоящее время практически не осталось абонентов, пополняющих свои лицевые счета исключительно через банк или с помощью карт предоплаты: люди уже привыкли совершать оплату в кассах торговых центров, супермаркетов, салонов связи, через платежные терминалы (согласно исследованию "КОМКОН", более 51% россиян еженедельно пользуются терминалами самообслуживания).
Агентская сеть e-port насчитывает более 65 тыс. пунктов приема платежей на всей территории России, к системе подключены более 600 федеральных и региональных провайдеров. Это означает, что практически все российские пользователи телекоммуникационных услуг хотя бы иногда совершают платежи через нашу систему.
В дальнейшем количество пользователей системы будет возрастать за счет увеличения количества поставщиков услуг - партнеров Группы e-port. Одна из наших основных задач – предоставление возможности удобной и надежной оплаты максимального количества услуг жителям всех регионов России.
Д.Р.: С помощью e-port можно оплачивать услуги участников систем через Интернет, платежный терминал или мобильный телефон. Как много клиентов e-port предпочитают каждый из этих способов оплаты?
А.Н.: В ноябре доля платежей через e-port-терминалы составила около 30% от общего оборота системы, около 10% оборота – это платежи с помощью мобильного телефона. Остальные платежи были совершены через Интернет, в кассах супермаркетов и салонов связи, на АЗС, через банкоматы кредитных организаций и в других точках приема платежей системы. Практически все конечные потребители пользуются несколькими способами для оплаты товаров и услуг через e-port, поэтому сложно говорить об их предпочтениях в пользу того или иного решения.
Д.Р.: Планирует ли e-port изменять свою долю на российском рынке платежных систем?
А.Н.: Группа e-port на протяжении нескольких лет входит в тройку лидеров рынка, и мы планируем исключительно расширение зоны влияния. В следующем году мы существенно увеличим количество предоставляемых сервисов, некоторые из которых станут принципиально новыми для рынка платежных систем. Нововведения коснутся не только терминального направления. Более подробные сведения о готовящихся проектах мы сможем предоставить в 2009 году, непосредственно перед их внедрением.
Кроме того, Группа e-port будет и дальше развивать сотрудничество с кредитными организациями, интернет-магазинами, а также совершенствовать качество предоставляемых услуг как для агентов, так и для конечных потребителей. Продолжится подключение новых поставщиков услуг, что приведет к увеличению количества пользователей и росту оборота системы. Все это позволит значительно увеличить долю e-port на российском рынке электронных платежных систем.
Д.Р.: Каким образом будет расширяться агентская сеть e-port? Собираетесь ли вы увеличивать количество пунктов приема платежей?
А.Н.: Расширение агентской сети e-port – это одна из наших основных задач. Благодаря подключению наиболее востребованных поставщиков услуг в каждом регионе, система стала универсальной для всех регионов России. Большие перспективы имеет проект сотрудничества с банками, касающийся приема платежей через систему, который позволяет укрепить позиции e-port в регионах.
Сейчас на всей территории России действуют 17 региональных представительств Группы e-port, в следующем году планируется дальнейшее расширение сети филиалов. Развитие представительств дает возможность осуществлять максимально оперативное взаимодействие с агентами системы, оказывать своевременные профессиональные консультации, выявлять индивидуальные потребности агентов в каждом регионе и "гибко" реагировать на них. Это приводит к росту как агентской сети, так и количества пунктов приема платежей системы.
Среднее количество пунктов приема платежей на одного агента в III квартале 2008 года увеличилось примерно на 30% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, что говорит о расширении сетей пунктов приема платежей агентов. Мы не устанавливаем для себя какие-либо рамки в расширении сети пунктов приема платежей - в настоящее время возможности этого роста далеко не исчерпаны.
Д.Р.: Какая работа ведется по увеличению количества подключенных к системе терминалов? Каков их общий оборот?
А.Н.: Терминальное направление Группы e-port демонстрирует стабильный рост: по состоянию на III квартал количество терминалов, подключенных к Системе e-port, превысило 24,2 тыс. штук. При этом оборот e-port-терминалов увеличился почти в 2 раза по сравнению с показателем III квартала прошлого года и составил 15,12 млрд. рублей.
Мы предлагаем широкий выбор моделей, среди которых каждый агент может выбрать подходящую именно для его условий работы. Терминалы поставляются с предустановленным программным обеспечением e-port, в новой версии которого есть целый ряд нововведений; каждый агент сможет получить подробную консультацию по ним от специалистов компании.
Д.Р.: Как будет увеличиваться количество поставщиков услуг, в пользу которых система принимает платежи?
А.Н.: Мы ежедневно обрабатываем запросы провайдеров о подключении. В 2009 году планируется внедрение новых услуг: например, возможности оплаты штрафов ГИБДД, покупки авиа- и железнодорожных билетов и т.д.
Д.Р.: Как складывается ситуация с подключением к системе новых банков?
А.Н.: Работа по подключению новых кредитных организаций к системе e-port ведется постоянно. В настоящее время к уже подключено более 25% всех российских кредитных организаций, и останавливаться на достигнутом мы не планируем.
Д.Р.: Как вы планируете развивать сотрудничество e-port c интернет-магазинами?
А.Н.: С начала 2008 года к системе подключились более 100 интернет-магазинов. Все транзакции осуществляются через платежную систему ASSIST, к которой ежемесячно подключаются 10–15 порталов, поэтому количество интернет-магазинов, товары и услуги которых можно оплатить через e-port, непрерывно растет.
Д.Р.: Как оцениваете итоги уходящего года для отрасли в целом?
А.Н.: Безусловно, этот год для отрасли электронных платежных систем был достаточно плодотворным. В 2008 году существенно расширились возможности платежных систем, был внедрен целый ряд новых услуг. К примеру, мы активно развиваем возможность оплаты ЖКУ и ряд других сервисов, прежде не охваченных платежными системами.
Услуги платежных систем приобрели еще большую массовость и доступность, значительно увеличилось доверие потребителей к сервисам оплаты ЭПС. Абоненты готовы оплачивать в пунктах приема платежей самый широкий спектр повседневных услуг, что ведет к росту оборота платежных систем.
Одна из тенденций развития платежных систем – это ориентация на конечного потребителя: предоставление уникальных сервисов (например, в e-port-терминалах это возможность проверки статуса платежа), меры по повышению узнаваемости пунктов приема платежей той или иной платежной системы, совершенствование интерфейса и прочее.
К основным событиям года можно отнести принятие в первом чтении закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Если он будет принят окончательно, то это позволит заново оценить потенциал рынка, внести определенность в направления его дальнейшего развития, повысить доступность финансовых услуг для населения России.
Д.Р.: Что ждет рынок в следующем году, учитывая нынешний финансовый кризис и остающиеся нерешенными проблемы в законодательстве?
А.Н.: В настоящее время, пока кризис существенно не сказался на большинстве конечных пользователей, говорить о его серьезном влиянии на рынок платежных систем рано. Основную часть оборота рынка составляют микроплатежи физических лиц за мобильную связь, доступ в Интернет и другие повседневные услуги, на которых пользователи будут экономить далеко не в первую очередь.
В ближайшем будущем нельзя исключать спада экономической активности пользователей и, как следствие, некоторого сокращения их расходов на мобильную связь. Поэтому дальнейшее увеличение оборота рынка электронных платежных систем будет происходить во многом за счет расширения перечня поставщиков услуг, в пользу которых можно совершать платежи.
Кроме того, сейчас многие компании ищут возможности получения дополнительных источников доходов, и организация пунктов приема платежей может оказаться для них выгодным выходом из положения. Группа e-port предлагает целый ряд решений, позволяющих в сжатые сроки и без существенных затрат организовать прием платежей от населения. За счет этого мы можем ожидать дополнительного роста агентской сети e-port.
В условиях кризиса есть вероятность того, что небольшие региональные платежные системы будут испытывать сложности в работе. Сейчас с уверенностью можно утверждать только одно: компании, развивающиеся за счет собственных средств, имеющие четкую и отлаженную систему работы, гибко адаптирующиеся к потребностям рынка, могут пережить кризис без серьезных последствий.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.