Интервью с первым зампредом банковского комитета Госдумы Павлом Медведевым. Федеральное правительство не собирается ограничивать прием наличных платежей через платежные терминалы, заявил ПАВЕЛ МЕДВЕДЕВ в интервью специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ.
— Какова была цель совещания, проведенного вице-премьером Алексеем Кудриным 7 ноября?
— Одной из целей было довести до участников рынка информацию о том, что никакого ограничения приема наличных платежей с 12 ноября не планируется.
— Тем не менее вчера вступило в силу указание ЦБ, в котором говорится о том, что коммерческая организация, не являющаяся кредитной, может осуществлять прием наличных денежных средств от физлиц для последующего перевода поставщикам услуг только в случае заключения ею договора с банком, который, в свою очередь, заключил договоры с организациями — получателями средств. В связи с этим некоторые участники рынка электронных переводов высказывали опасение, что у них могут возникнуть проблемы.
— Слово «только» относится не к приему денег от населения через платежный терминал, а к операции по переводу денег поставщику услуг, так как она является банковской. Иными словами, если владелец терминала является агентом поставщика услуг, например телефонной компанией, тогда ему переводить ей деньги не нужно: они юридически попадают в кассу этой телефонной компании в тот момент, когда мы опускаем их в чрево автомата. Следовательно, слово «только» не относится к тем владельцам платежных терминалов, которые работают по «агентской» схеме. В результате, договоры с банками должны заключить лишь те компании, которые не хотят работать по «агентской» схеме, а предпочитают «банковскую» модель. В связи с этим участники совещания заявили, что сохранять «агентскую» схему не нужно, так как ее никто не отменял: она как была, так и остается разрешенной Гражданским кодексом, а, следовательно, нет никакой необходимости вносить поправку в ст. 13.1 закона «О банках и банковской деятельности».
— Что в итоге решили участники совещания?
— В результате было решено создать рабочую группу для изучения рынка, а не для «охоты на ведьм». Разумеется, участники совещания не призывали выдать индульгенцию нарушителям закона, например тем, кто торгует наличностью, собранной платежными автоматами. Но нарушители закона остаются таковыми при любой схеме организации своего бизнеса.
— Кто войдет в рабочую группу?
— Скорее всего ФАС, Минэкономразвития, Минфин и другие заинтересованные ведомства.
— Когда будет первое заседание?
— Пока не решено.
— Считаете ли вы, что заключение договоров с банками компаниями, владеющими терминалами, обязательно приведет к сворачиванию бизнеса терминальных компаний?
— Я уже на этот вопрос ответил: раз сохраняется «агентская» схема, то никакой опасности сокращения количества операций через платежные терминалы нет.
— Не является ли, на ваш взгляд, отказ терминальных компаний от заключения договоров с банками свидетельством того, что такие компании ведут «серый» бизнес, что, естественно, противоречит борьбе с доходами, полученными преступным путем?
— Компании вольны выбирать ту схему, которая им удобна, а жульничать можно при любой схеме. Но мы предполагаем, что имеем дело в основном с честными участниками рынка.
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять, чтобы отделить «хороших» владельцев терминалов от «плохих»?
— Рабочая группа проведет изучение рынка, и если будут обнаружены недобросовестные участники, то по отношению к ним, по-видимому, и будут применяться законные меры.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.