Рынок оплаты услуг через терминалы самообслуживания в России постепенно вытесняет другие платежные схемы – будь то карты предоплаты или перевод денег через "живого оператора". Оборот крупнейшей российской платежной системы - ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (ОСМП) - вырос за год на 17,5%. Львиная доля оборота пришлась на платежи через почти 40 тыс. терминалов компании, находящихся на территории России и СНГ. Терминалы самообслуживания начинают устанавливать как салоны связи, так и многочисленные частные предприниматели.
С осени 2007 г., после вступления в силу указания Банка России, по которому все организации, принимающие платежи у населения, будут обязаны заключать договор с банком, количество игроков на терминальном рынке может сильно сократиться, а сам бизнес – укрупниться.
Оборот ОСМП за первые пол год 2007 г. составил $1,94 млрд по сравнению с $1,65 млрд за тот же период 2006 г. В июне этого года среднее число транзакций через ОСМП составило 4,5 млн в день, а всего за второй квартал было проведено более 360 млн платежей на общую сумму более $1,14 млн. Аналитики оценивают позиции ОСМП как одного из лидеров рынка и отмечают, что оборот компании растет не за счет конкурентов, работающих в аналогичной сфере, а за счет роста альтернативных способов оплаты в принципе. "В прошлое уходят карты оплаты, многие пользователи все чаще отдают предпочтение автомату, чтобы не ждать в очередях на кассах", - говорит консультант-аналитик J'son & Partners Сергей Савин.
Салоны сотовой связи также начинают активно работать в сегменте рынка "платежного самообслуживания". Например, у компании "Евросеть" на сегодняшний день установлено более 400 терминалов как в собственных салонах, так и за их пределами. "До конца года планируется увеличить терминальную сеть до 2 тыс, - добавляет пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков. - Общие инвестиции в проект составят $6 млн.".
Впрочем, Валерий Шишкин, генеральный директор сети "Ультра", входящей в "Евросеть", уточняет, что, хотя "Ультра" и установила терминалы в 50 салонах связи Санкт-Петербурга, терминалы для компании "не являются ключевым направлением развития. Мы за "живое" общение! - говорит Валерий Шишкин. - Терминалы позволяют нам сократить нагрузку на кассы в "часы пик". Высокий уровень сервиса дает персонал, а терминал – это железо".
Компания "Цифроград" также уже устанавливает терминалы самообслуживания. "Пока это только еще старт проекта, но в планах установка автоматов по приему платежей как в магазинах, так и вне их", - говорит PR-директор "Цифрограда" Татьяна Москалева.
Еще у одного игрока этого рынка - компании "Диксис" - в Москве действует всего порядка 10 платежных терминалов. Однако пресс-секретарь "Диксис" Надежда Захарова уточнила, что акцент в компании собираются делать на региональных терминалах. "В двух столицах автоматы по приему платежей установлены уже практически на каждом шагу, а вот в регионах эти рынки пока далеки от насыщения", - сказала Надежда Захарова.
Операторы связи пока не ведут отдельного учета платежей своих абонентов, проходящих через терминалы, однако отмечают тенденции к значительному увеличению их доле в структуре приема платежей.
Менеджер по связям с общественностью Северо-Западного региона "ВымпелКома" Евгения Алешко уточняет: "Даже при желании мы не сможем разделить виды платежей. Автомат или дилер принимает платежи через платежные системы и четкого деления откуда пришли деньги - нет. Но, по нашим оценкам, в Санкт-Петербурге у "ВымпелКома" около 40% платежей приходят именно через терминалы. Правда, процент тех, кто любит платить "живому человеку", тоже примерно 40%". Стоит добавить, что любовь к "живому человеку" объясняется и чисто экономическими приинами - в отличие от терминалов, в салонах связи не взимается комиссионный сбор с платежа в размере 2-4%. Притом что сотовые операторы исправно платят процент с трансакций и компаниям-операторам терминалов и ретейлерам.
По словам менеджера по связям с общественностью "ВымпелКома" Екатерины Осадчей, общая оплата через салоны связи и терминалы составляет у "ВымпелКома" 70% к 30% платежей по картам предоплаты. "Несмотря на то, что предоплатные карты все еще остаются популярными в ряде регионов России, их доля в системе оплаты услуг падает, уступая место, в частности, платежам через терминалы", - говорит Екатерина Осадчая.
"Пока оплата услуг идет у нас в основном по картам предоплаты. Однако доля использования терминалов при оплате активно растет", - подтверждает ту же мысль старший менеджер PR-департамента "Голден Телекома" Лев Ченцов.
В "МегаФоне" же большая часть платежей абонентов проходит через платежные терминалы. "Это наиболее популярный способ оплаты услуг мобильной связи, и последнее время его доля в общей структуре приема платежей увеличивается", - сообщила менеджер по связям с общественностью ОАО "МегаФон" Варвара Киселевская.
По данным J&P, в 2006 г. платежными терминалами в качестве инструмента оплаты услуг мобильной связи воспользовался каждый третий пользователь. "На долю этого способа оплаты пришлось около 10% всех принятых в 2006 г. платежей в счет услуг различных организаций от частных лиц, - говорит Сергей Савин. - По итогам 2007 г. доля оплаты услуг через платежные терминалы за услуги сотовой связи вырастет до 20%".
Кроме того, терминальный бизнес, скорее всего, будет укрупняться. По оценкам "Евросети", количество участников рынка платежных терминалов сократится на 20% после осени 2007 г., когда войдет в силу указание Банка России, определяющее порядок приема средств от граждан небанковскими коммерческими организациями. "Впредь все коммерческие организации, принимающие платежи от населения (в частности, плату за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные платежи), в том числе посредством платежных терминалов, будут обязаны заключать договор с банком, в кассу которого будут вноситься наличные средства, - пояснил Очир Манджиков. - Бизнес многочисленных ПБОЮЛ, установивших платежные терминалы, станет менее прибыльным, и многие из них вынуждены будут уйти".
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.