Желание сэкономить время на оплату платежей толкает граждан к простым и удобным платежным терминалам. Сенсорные автоматы позволяют без очередей и без общения с угрюмым кассиром произвести быстрый расчет за услугу или осуществить денежный перевод. Каким образом устроен рынок этих относительно новых услуг и какие подводные камни на нем существуют?
Есть идея!
Задумка создать сеть терминалов самообслуживания по приему платежей принадлежит бывшему директору Департамента по методологии и расчетам ЦБ РФ Юрию Мальцеву и основателю платежной системы UnionСard Сергею Кузину. В марте 2002 года компания “Элекснет”, которую они учредили с партнерами, установила в Москве первый в России терминал. Финансовым вендингом (автоматизированным приемом платежей) серьезно занимаются в основном выходцы из банковских структур и телекоммуникационного бизнеса. Именно они создали в нашей стране с высокой долей наличного оборота крупные сети.
Этот вид услуг стал активно развиваться лишь два года назад благодаря инвестициям владельцев слот-салонов. Вместе с бывшими “игровиками” на рынок устремилась и никем не посчитанная армия индивидуальных предпринимателей и небольших компаний, которые на свой страх и риск занялись сбором денег. При этом новички получили преимущества перед кредитными организациями, поскольку банковские технологии, по оценке экспертов, в несколько раз дороже небанковских.
Схема построения платежного бизнеса проста: владелец терминала покупает автомат и заключает договор с электронной платежной системой (ЭПС), осуществляющей процессинг и техподдержку. ЭПС открывает для него депозит. На него владелец вносит авансовый платеж любого размера, в пределах которого он и может принимать платежи. Через процессинг он получает доступ к контролю состояния депозита и текущих операций на терминале. После оплаты частным лицом услуги информация о проведенном через терминал платеже поступает на сервер ЭПС и с депозита владельца автоматически снимается сумма данного платежа и перечисляется на счет поставщика услуг. Владелец терминала следит за остатком на депозите и пополняет его после инкассации автоматов.
Процессингом платежей в стране занимаются более 100 ЭПС. Самыми известными считаются Ciberplat, ОСМП и E-port. Сегодня мало кто покупает терминалы иностранного производства. Во-первых, качественные автоматы производят отечественные заводы, например, “Московский прожекторный завод” и “Штрих-М”.
По оценке профучастников рынка, средний платеж за транзакцию составляет в столице от 70 до 100 рублей, в регионе — 50. В Москве есть проходные точки со скоростью 60 транзакций в минуту.
Доходы владельца терминала состоят из внешней комиссии от плательщиков (от 3—5% платежа, средняя комиссия на рынке — 3,98% или фиксировано 7—10 рублей за каждый платеж) и внешней комиссии от оператора услуг 1,7—2%, из которых от 0,5—0,6% возвращается процессинговой системе.
Рынок приема платежей растет бурными темпами. “В регионах один аппарат окупается за год, в Москве — дольше”, — отметил гендиректор
Конкуренты работают локтями и головой
По мнению директора по маркетингу “Элекснет” Екатерины Черных, сегодня в столице существует около 18 тыс. высокодоходных торговых точек: кассовых центров, POS-терминалов (с кассиром) и платежных терминалов самообслуживания. Доля последних колеблется в районе 15—20%. Как считают эксперты, емкость рынка платежных терминалов в Москве колеблется в районе 5 тыс., сейчас он насыщен примерно на 80%. За все “шоколадные” места между платежными дилерами идет ожесточенная борьба, зачастую с использованием запрещенных приемов. Как отметил Сергей Чибесков, коммерческий директор ООО “Парнет Экспресс” (сеть i-box), развитие рынка тормозят сверхвысокие арендные ставки для установки терминалов в магазинах Москвы. Результаты некоторых тендеров вызывают, мягко говоря, удивление. Например, за аренду 1 кв.м в ТЦ “Атриум” у Курского вокзала просили $5,1 тыс. И это при том, что сам терминал занимает 0,25 кв.м. Если полтора года назад предложение в $2 тыс. за аренду 1 кв.м вызывало шок, то сейчас этим уже никого не удивишь. Причем заоблачные цены себе могут позволить только игроки, имеющие две экономики — белую и черную.
Для того чтобы поддержать интерес молодежи, платежные сети стараются сделать дизайн интерфейсов более стильным и броским. Клиентов пожилого возраста заманивают отказом от оплаты комиссии при коммунальных платежах. Каждый месяц на рынке появляются новые услуги и новые игроки. Терминалам становится тесно не только у станций метро, в супермаркетах и подземных переходах, но и в офисах и кафе, автозаправках и вокзалах, кинотеатрах и аптеках, на улицах и в вузах.
“Растет” не только география точек расположения автоматов самообслуживания, расширяется линейка приема видов платежей. И хотя более 90% объема транзитных денег приходится на операторов мобильной связи, к платежам за Интернет и IP-телефонию, коммерческое ТВ, межгород добавились в этом году погашение потребкредитов, пополнение банковского счета, квартплата и коммунальные платежи.
В начале весны лидеры рынка стали развивать новое перспективное направление — перевод денег. Для их отправки через электронный терминал чаще всего используется обычная банковская карта. Причем переводы по упрощенной схеме осуществляются не только в российские регионы, но и в страны ближнего зарубежья. Например, “Элекснет” и российская “дочка” Приватбанка заключили договор о транзите денег на Украину. Эти услуги особо актуальны для людей, приехавших в Москву на заработки. Некоторые участники рынка готовят проекты использования терминалов для бронирования мест на автобусы, поезда, самолеты, продажи билетов со штрих-кодами в метро, театры, кино. Самые оригинальные владельцы электронных автоматов предлагают автоматизировать подписку на печатные СМИ, оплату услуг на автозаправках, платных дорогах, в торговых центрах.
Доверяй, но проверяй
Как считают опрошенные игроки, схемы мошенничества с использованием терминалов достаточно ограниченны. В теории можно установить “левый” платежный терминал, но он просто не успеет принести прибыли. За неделю неплатежей автомат разнесут вдребезги — люди привыкли к скорости транзита денег. Даже если купить самый дешевый автомат за 40 тыс. рублей, безопасно собрать “урожай” почти невозможно. К примеру, 70 тыс. рублей установленный на новом месте терминал “отбивает” в столице не менее трех дней, а в регионе — не менее пяти дней. И это если повезет. К тому же управления “К” ФСБ и МВД иногда просят ЭПС предоставить информацию по транзакциям лиц, подозреваемых в мошенничестве, шантаже и терроризме. Сейчас, как сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, в рамках борьбы FATF с “грязными” деньгами обсуждается возможность подключить к контролю за работой платежных сетей Росфинмониторинг.
Но это не означает, что свои кровные можно доверять первому встречному автомату. Плательщикам лучше держаться подальше от небольших и неизвестных игроков, которые не заключают агентские договоры с процессингом или могут не выполнить взятые обязательства. Чаще всего плательщики жалуются на потерю платежей. Обычно это происходит из-за системного сбоя процессинговой системы или ошибки клиента при заполнении реквизита. Да и суммы, как правило, пропадают небольшие. Как советуют специалисты, при крупных платежах лучше всего пользоваться услугами известных сетей или уже проверенного терминала. С “незнакомым” автоматом знакомство стоит начинать с пробного платежа в 10 рублей. Как только вы убедились в поступлении денег, ему можно доверять и более серьезные суммы.
Финансовый контрафакт
Как признался гендиректор сети “Мульти-касса” Вячеслав Воронцов, “объем неучтенной налички, прокачиваемой через автоматы, уже превышает мыслимые пределы”. Оказание банковских услуг непрофессионалами банкиры окрестили “финансовым контрафактом”. По данным аналитиков, около 70% дилеров и субагентов в Москве работают под “черным” флагом. Часто применяется следующая схема: владелец терминала отдает сеть в аренду. Арендаторы заключают договор с процессингом, собирают от населения деньги, а через квартал, чтобы не сдавать финансовую отчетность, закрывают бизнес. Владелец и процессинг чисты, как майская роза, а арендатор-контрафактчик после ликвидации снова создает на три месяца новое ООО. Но народу контрафактная продукция нравится: удобно, выгодно, да и качество услуг не всегда хуже лицензируемых.
Председатель комитета Ассоциации российских банков по платежным системам Юрий Мальцев заявил, что “объем рынка розничных переводов в РФ оценивается более $30 млрд. в год. Так что есть где развернуться многочисленным ИП и ООО. Тем более, сейчас нет ни одного госоргана, который имел штат, бюджет, компетенцию и инструментарий для регулярного надзора за некредитными организациями, выполняющими банковские операции”. АРБ неоднократно поднимала вопрос о незаконности использования схем, по которым выполнение транзакций по агентскому договору доверяется третьему лицу.
Все громче звучат предложения установить фискальные регистраторы на терминалах и поставить их на учет в налоговой службе. По мнению специалистов, эта мера увеличит стоимость одной операции на 60 копеек. Как считает ряд экспертов, наибольший эффект даст “разъяснительная работа” с операторами мобильной связи, более других заинтересованными в сохранении дешевого, круглосуточного и разветвленного доступа клиентов к точкам входа оплаты. Сейчас операторы мобсвязи платят комиссию владельцам терминалов не более 2%. В то время как их коллеги на Западе платят за такую же услугу комиссию в 7—10%. Если сотовики откажутся от дешевых, но “скользких” денег и перейдут на расчеты только через банки, то рынок платежей станет более прозрачным. Вот только за эту прозрачность, как всегда, придется платить из своего кошелька рядовому клиенту.
Источник: Московский Комсомолец
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.