Реклама
14 Марта 2007, 10:20
3331

Похожие на банкоматы. Терминалы осваиваются на рынке приёма платежей

Рынок услуг по приему платежей с использованием специальных терминалов демонстрирует стремительный рост. Невысокая цена вхождения в этот бизнес привела к тому, что в прошлом году у нескольких компаний-первопроходцев появился целый ряд последователей. В итоге конкуренция на рынке заметно обострилась, а терминалы по приему платежей теперь можно обнаружить в самых неожиданных местах.

Начало бума популярности платежных терминалов пришлось на начало 2005 года. Именно тогда вначале на московском, а затем и петербургском рынке появились первые платежные системы, которые стали предлагать клиентам возможность оплаты услуг операторов сотовой связи и интернет-провайдеров через специальные терминалы. В конце 2005 года развитие этого рынка подхлестнули действия властей в отношении игровых автоматов -- "столбиков". Фактический запрет на их установку и эксплуатацию привел к тому, что производители "столбиков" в массовом порядке стали переориентироваться на производство платежных терминалов. Это обстоятельство вкупе со стремительным ростом рынка связи и стали основными драйверами развития сетей терминалов по приему платежей.

Как следует из специального доклада начальника управления платежных систем и расчетов ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу Михаила Образцова, рынок услуг по приему розничных платежей небанковскими организациями через платежные терминалы в Петербурге серьезно потеснил сектор традиционных банковских услуг. "Этот сегмент рынка возник взрывным образом, практически с нуля, всего за год, -- пишет в своем докладе господин Образцов. -- Первые терминалы появились всего лишь весной 2005 года, а к октябрю 2006 года их количество в городе уже было более 400. Сделаны огромные инвестиции, их объем исчисляется миллионами долларов". При этом, по данным господина Образцова, на октябрь 2006 года в Петербурге платежи от населения принимали 1975 банковских терминалов, 348 пунктов приема платежей в сетях салонов связи и 73 пункта сети приема коммунальных платежей ОАО "Петроэлектросбыт". Впрочем, данные господина Образцова относительно небанковских платежных терминалов спустя всего квартал уже безнадежно устарели -- сети игроков за это время заметно выросли.

На стремительно растущем рынке по приему платежей сформировалось три разных подхода к ведению бизнеса. Одни компании производят платежные терминалы и работают на рынке, выстраивая исключительно собственные сети. К таковым относятся, к примеру, "Элекснет" и "Унисенсор" (торговая марка "Уникасса). "В нашу сеть в Петербурге входит уже свыше 300 терминалов. Мы не намерены останавливаться на достигнутом и при этом намерены развиваться самостоятельно, -- заявил Ъ заместитель генерального директора ОАО "Элекснет-СПб" Андрей Язев. -- Конкуренция на рынке продолжает расти, а потому я не стану раскрывать другую информацию, касающуюся нашего бизнеса. Срок окупаемости терминалов, структура платежного оборота -- все это наша коммерческая тайна".

Между тем другие участники рынка, наоборот, принципиально не выстраивают собственных сетей, ограничиваясь созданием платежной системы, и развиваются на рынке с помощью множества партнеров, которые на свой страх и риск покупают у них терминалы и несут все расходы по их обслуживанию. Среди таких игроков лидером в регионе является "Объединенная система моментальных платежей". Как заявил Ъ руководитель представительства этой компании в Петербурге Дмитрий Гордин, на сегодня партнерами этой платежной системы в Петербурге установлено 1098 терминалов. "Всего нашими партнерами в городе являются 183 дилера, из них наиболее крупными -- примерно 30 фирм, -- пояснил господин Гордин. -- Рынок Петербурга имеет большой потенциал и в ближайшие годы вырастет в несколько раз. Конкуренция невысока -- в сравнении с иными отраслями. Бизнес развился стремительно, и многие компании попросту опоздали с появлением на рынке. Москва уже в достаточной мере насыщена доходными терминалами. Но в целом по России не охвачено как минимум две трети рынка, а значит, имеются большие возможности для роста. Новая волна роста произойдет в ближайшие год-полтора, поскольку срок жизни терминала по соотношению 'качество -- современность' не превышает трех лет".

Третья группа игроков в основном формируется различными банками, которые выступают как платежные системы и при этом не занимаются производством платежных терминалов. В Петербурге таким игроком является Петербургский социально-коммерческий банк. Другими активными игроками в этом сегменте являются такие московские финансовые структуры, как, к примеру, банк "Платина" и СДМ-банк.

По своему внешнему виду платежный терминал напоминает банкомат. Но в отличие от банкомата он не выдает, а только принимает наличные средства. Большинство моделей таких терминалов оснащаются специальным сенсорным дисплеем, с помощью которого клиент вводит номер телефона или счета, на который переводятся деньги, после чего, по одной, вводит денежные купюры в специальный приемник, который оборудован системами, по нескольким признакам распознающими поддельные купюры. Именно поэтому фальшивые деньги (как правило, мошенники пытаются использовать поддельные сторублевые купюры) превратить в настоящие через терминал, по уверению участников рынка, невозможно. Как и банкомат, платежный терминал оборудован несколькими видами сигнализации, частично укреплен броней и подключен к общей информационной сети, которая позволяет отслеживать не только операции клиентов, но и его собственное состояние. В последних моделях есть даже опция, которая позволяет собственнику терминала получать sms о его состоянии. Кроме того, большинство платежных терминалов застраховано, застрахована и наличность в них на случай противоправных действий третьих лиц. В ходе одной платежной операции терминал дважды связывается с базой данных поставщика услуг. Первый раз, когда клиент вводит параметры услуги, поставщик услуг получает запрос и проверяет наличие введенного параметра, идентифицирующего платеж. У каждого поставщика свои идентификаторы: при оплате сотового телефона -- это номер мобильного, при оплате услуг кабельного телевидения -- номер лицевого счета или контракта. На несуществующий номер или счет деньги отправить нельзя. Во второй раз терминал связывается с сервером провайдера после введения купюр для получения подтверждения о пополнении лицевого счета поставщика услуг. Все каналы связи, используемые при передаче информации, защищены, все запросы шифруются и передаются в кодированном виде. Диспетчеры платежной системы в любой момент могут узнать и о том, насколько заполнен сейф терминала денежными купюрами, и о том, что инкассаторы вскрыли терминал для того, чтобы забрать эти купюры.

За каждую операцию компания, эксплуатирующая сеть терминалов, получает комиссию, а также вознаграждение от провайдера услуг, которому удается экономить на расходах по созданию собственной сети приема платежей или сети продаж платежных карт. По словам господина Гордина, размер комиссии, взимаемой с клиента, варьируется от 0 до 5%. "Некоторые дилеры не взимают комиссию с клиента для увеличения оборота платежей, -- поясняет господин Гордин. -- В этом случае они получают лишь часть так называемого внутреннего вознаграждения за каждую операцию, которую провайдер платит платежной системе". Стоимость терминалов у разных производителей варьируется в диапазоне от $2500 до $5000.

Окупаемость терминала, по словам участников рынка, зависит от места его расположения и времени работы. В среднем они окупаются за 12-14 месяцев. При этом 70-85% платежей через терминал приходится на "большую тройку" операторов сотовой связи, еще 25-30% -- доля остальных компаний, в том числе интернет-провайдеров, розничных банков, операторов кабельного телевидения и учреждений из сферы ЖКХ. И если последний год локомотивом роста объема платежей через терминалы выступали банки, то в этом и следующем году эксперты ожидают, что бурный рост будет происходить за счет коммунальных платежей.

Владимир Прибыткин, председатель совета директоров ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк":

"При установке платежного терминала в правильном месте он окупается в течение года"
Владимир Прибыткин, председатель совета директоров ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк":

-- Для нас запуск платежной системы Kassira.net был продолжением нашего бизнеса в области интернет-банкинга. Эта система позволила работающим с нами через Интернет клиентам, число которых уже перевалило за 50 тыс., гораздо проще и удобнее пополнять свои счета. С конца прошлого года сеть выросла до 100 собственных платежных терминалов и стала отдельным самостоятельным бизнесом. В 2008 году мы намерены увеличить ее размер до 1 тыс. терминалов по всей стране, причем планируем активно привлекать различных региональных партнеров, которые будут за свой счет покупать терминалы и за предоставление программного обеспечения и использование нашего процессингового центра делиться с нами получаемыми комиссионными.

Размер доли нашего субдилера напрямую зависит от числа точек приема платежей: до 30 платежных терминалов -- это один процент, более 30 -- другой. Сейчас, например, у нас появляются субдилеры, которые и вовсе устанавливают лишь один платежный терминал. Обыкновенно ими становятся товарищества собственников жилья, которые покупают аппарат и подключают к нашему процессинговому центру для того, чтобы облегчить процесс оплаты коммунальных платежей. В отличие от других компаний, оперирующих на рынке, мы сами не производим терминалы, а покупаем их у сторонних производителей. Стоимость одного такого терминала составляет около $4,5 тыс. При установке его в правильном месте затраты на него окупаются в течение года. Наша сеть, например, ежемесячно приносит доход свыше $100 тыс. 

Константин Сивцов, генеральный директор ЗАО "Унисенсор"

"Этот бизнес становится эффективным, если компания эксплуатируют не менее 50 терминалов"
Константин Сивцов, генеральный директор ЗАО "Унисенсор", развивающего сеть платежных терминалов "Уникасса":

-- За прошедший год на рынке произошли кардинальные изменения. Конкуренция заметно выросла, причем появилось много небольших игроков, эксплуатирующих сеть в 10-15 платежных терминалов. Это произошло прежде всего из-за того, что вход на этот рынок очень дешев и при этом есть несколько платежных систем, которые охотно подключают к своему процессинговому центру любое количество терминалов. С учетом того, что один терминал стоит около $4 тыс., практически любой предприниматель может стать участником этого рынка. Впрочем, как-то бороться с ними мы не собираемся -- пусть они с нами борются. Ведь этот бизнес становится эффективным в том случае, если компания начинает эксплуатировать не менее 50 платежных терминалов в местах массового скопления людей. Очевидно, что очень выгодным местом для данного бизнеса являются метро и крупные сетевые магазины. Но, как показывает наш опыт, посетители строительных гипермаркетов, к примеру, значительно реже пользуются платежными терминалами, нежели клиенты продовольственных гипермаркетов.
Наша компания на сегодня довела размер сети в Петербурге до 120 терминалов -- это, на наш взгляд, оптимально, а потому расширять свою сеть в этом году мы планируем лишь исключительно за счет установки новых терминалов в метро. Основной же акцент мы сделаем на улучшении своего сервиса, а также на корректировке месторасположения некоторых терминалов, с тем чтобы увеличить общую эффективность сети -- как показывают наши подсчеты, терминал, через который за сутки проходит платежей на сумму меньше 40 тыс. рублей, неэффективен.

 Источник: КоммерсантЪ


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса