Многие абоненты сотовых операторов, клиенты интернет-провайдеров и многие другие люди вдруг потеряли возможность оплачивать их услуги привычным для себя способом – при помощи электронных платежных систем или автоматы типа "Уникасса". В чем же дело?
А дело в том, что согласно новому законодательству, которое вступает в силу на этой неделе, принимать платежи могут только банки или их агенты. Соответственно, всем компаниям, которые хотят продолжать принимать платежи, нужно или получить лицензию на банковскую деятельность, то есть стать банком – или стать агентом банка. Большинство игроков рынка препочтут второй путь, из-за чего им придется частью комиссии от приема платежей делиться с банком. Первый кандидат на это – АКБ "Платина", которой принадлежит электронная платежная система "Киберплат" – скорее всего, именно к ней подключатся все другие платежные системы. Таким образом, она становится практически единственной, кто выиграет от принятия нового закона, а значит, есть вероятность того, что закон принят не без ее участия, пишет CellNews.
Тем не менее, как заверили нас в компании "Унисенсор", которой принадлежат "Уникассы", абонент не почувствует никакой разницы, в том числе и финансовой.
В настоящее время прием платежей до переоформления всех договоров приостановлен на "несколько недель", почему компании не подготовились заранее – не понятно.
Ниже приводим текст правового заключения, подробно объясняющего ситуацию тем, кто способен разобраться в канцелярщине юристов:
Правовое заключение
по порядку исполнения Федерального закона от 27.07.06г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона РФ «О защите прав потребителей»
I. Возможные варианты толкования контролирующими органами (ЦБ России, налоговыми, правоохранительными органами) Федерального закона от 27.07.06г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Вариант 1. С момента вступления в силу Федерального закона существующая схема приема наличных платежей агентами оператора связи нелегитимна, поскольку:
- п. 9 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» прямо относит к банковским операциям по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Вместе с тем, по смыслу п. 1 ст. 13.1 Закона, коммерческой организации, не являющейся кредитной, предоставляется право при наличии агентского договора с банком осуществлять без лицензии банковские операции в части принятия наличных денежных средств в целях их дальнейшего перевода банком на счет оператора связи. Таким образом, законодатель определил прием наличного платежа как неотъемлемую, но самостоятельную часть банковской операции по переводу наличных по поручению плательщика - физ. лица. Поскольку осуществление банковских операций возможно только на основании лицензии, либо без таковой – с соблюдением условий, установленных ст. 13.1 (т.е. только на основании договора с кредитной организацией), то прием платежей некредитной организацией за услуги связи без агентского договора с банком является незаконной банковской деятельностью в соответствии со ст. 172 УК РФ;
- часть 4 ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающая порядок приема наличных денежных средств за услуги связи, предусматривает необходимость использования либо кассы оператора, либо кредитной организации, либо кассы агента кредитной организации; при этом возможность внесения наличных платежей в кассу агента оператора не предусматривается.
Вариант 2. С момента вступления в силу Федерального закона существующая схема приема наличных платежей агентами оператора связи, по-прежнему, не исключается, поскольку:
- ни п. 9 ст. 5, ни ст. 13.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не относят напрямую к банковским операциям деятельность по принятию от физических лиц наличных денежных средств в оплату услуг связи, к банковским операциям. Этот вывод подтверждается тем, что перечень банковских операций, определенный в пункте 9 части первой статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности», остается неизменным;
- в части 4 ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность установления в федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ иного порядка приема наличных денежных средств, помимо прямо установленного в данной статье; к таким иным нормативным правовым актам РФ можно отнести Правила оказания подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.05г. № 328, в п. 24 которых декларируется право оператора связи поручать третьим лицам заключать договоры от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи.
Таким образом, установленное Правилами право третьих лиц производить расчеты с абонентами от имени оператора, без конкретизации формы расчетов (наличные или безналичные), допускает возможность использования касс агентов операторов без нарушения законодательства.
II. Риски признания нелегитимной деятельности по приему некредитными коммерческими организациями, без договора с банком, платежей в пользу операторов связи и пути их минимизации:
1) Риск признания факта нарушения норм Закона РФ «О защите прав потребителей» (с изменениями, введенными ФЗ от 27.07.06г. № 140-ФЗ) минимален, поскольку положения п. 24 Правил оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.05г. № 328, позволяют обосновывать правомерность принятия наличных денежных средств за услуги связи также и в кассу некредитной коммерческой организации, действующей от имени и за счет оператора связи, по договору с последним.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает норм, прямо устанавливающих уголовно-правовую или административно-правовую ответственность за нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» в части п. 4 ст. 37 данного Закона (за исключением административной ответственности за невыполнение, несвоевременное выполнение предписания контролирующего органа об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5. КоАП РФ).
2) Наиболее вероятным и существенныи является риск признания факта нарушения норм ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изменениями, введенными ФЗ от 27.07.06г. № 140-ФЗ), учитывая изложенные выше варианты толкования.
Необходимо отметить, что до внесения изменений в законодательство, ЦБ России признавал легитимность принятия некредитными коммерческими организациями, действующими от имени и за счет операторов связи, наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги связи (см. Письма ЦБ России от 24.09.02г. № 08-31-1/3390, от 20.11.02г. № 31-1-6/237, от 04.01.2000г. № 31-1-6/2). Право ЦБ России давать официальные разъяснения, в т.ч. по порядку осуществления банковских операций, предусмотрено ФЗ «О Центральном банке РФ» (ст.ст. 4, 7). В связи с этим, Юридический департамент считает целесообразным инициировать запрос в ЦБ России, предметом которого будет являться подтверждение ЦБ России обозначенной выше позиции в отношении легальности существующей «агентской схемы» после вступления в силу ФЗ от 27.07.06г. № 140-ФЗ, с учетом того, что базовый перечень банковских операций в законодательстве не изменился.
В случае отрицательного ответа, возникает риск привлечения к уголовно-правовой ответственности по ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» при условии, что в результате такой деятельности, начиная с 09.08.06г., агентом был извлечен комиссионный доход в крупном (не менее 250 тыс. руб.) или особо крупном размере (не менее 1 млн. руб.).
Таким образом, в целях минимизации риска привлечения агентов по приему платежей к уголовно-правовой ответственности, в случае объективной невозможности переоформления договоров со всеми партнерами по приему платежей в срок до 09.08.06г., целесообразно переоформлять договоры в очередности, определяемой исходя из ожидаемого размера комиссионного дохода каждого партнера по приему платежей, превышающего за отчетный период указанные в предыдущем абзаце суммы. При этом под отчетным периодом следует понимать выручку агента за период осуществления незаконной деятельности без вычета произведенных агентом расходов, связанных с осуществлением незаконной деятельности. Между тем, нельзя исключить административно-правовую ответственность в виде штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, установленную ст. 14.1. КоАП РФ вне зависимости от размера извлеченного дохода.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.