Реклама
1 Апреля 2015, 18:23
2662

Как идет автоматизация платных парковок в России

Затраты на московские платные парковки оказались выше дохода, который получает от них бюджет. Но цель - разгрузить центр города - была достигнута. Десяток российских городов хотят повторить московский эксперимент.

3 апреля зона платной парковки в Москве опять расширится. На этот раз в нее войдет всего одна новая улица — Малые Каменщики. После того как в декабре прошлого года парковка стала платной практически на всех улицах в пределах Третьего транспортного, московские власти пообещали, что теперь будут действовать "точечно и исключительно по просьбам жителей и муниципальных депутатов".

Расширяя зону платной парковки, московские власти с самого начала опережали собственные планы. Улицы внутри Садового кольца должны были стать платными лишь к 2015 году, улицы внутри всего ТТК — к 2016-му. Как именно зона платной парковки будет развиваться дальше, департамент транспорта Москвы, ответственный за реализацию программы, пока не сообщает. Но к тому, что она продолжит расширяться, власти уже готовят общественное мнение.

С 1 ноября 2013 года платные парковки заработали 2 925 469 048 руб.— эту цифру 18 марта "Деньгам" назвали в ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП). Это почти сопоставимо с суммой ложных штрафов (600 тыс. постановлений на 1,8 млрд. руб.), которые в прошлом году, по данным Генпрокуратуры, Московская административная дорожная инспекция выписала столичным автовладельцам.

Не ставя целью "получение прибыли", московские власти с самого начала не считались и с издержками: за два года на парковки потрачено в общей сложности более 16 млрд руб. Например, подключение к электросети первых 150 паркоматов обошлось бюджету в 262,3 млн руб. Средняя стоимость подключения паркомата, который стоит около 500 тыс. руб., составила 1,7 млн руб. При этом даже в 2012 году при помощи паркоматов стоянку оплачивало только 30% автомобилистов, в 2014-м — всего 12%.

Сейчас паркоматов уже около 500. Их эксплуатация в этом году обойдется городу в 75,5 млн руб. До 27%, в два с половиной раза, с 2012 года сократилась и доля SMS-платежей. Только в этом году на обслуживание короткого номера 7757 город потратит более 67 млн руб. Мэрия не скупится и на менее очевидные статьи расходов. Например, на "информирование" москвичей о правилах пользования платными парковками в 2015 году будет направлено почти 69 млн руб.

Но самая большая статья расходов московского парковочного проекта — эвакуаторы и штрафстоянки. На них за первые два года было потрачено более 6,8 млрд руб. У АМПП есть 168 собственных машин, но еще 150 таких же принадлежит подрядчикам — компаниям "Мосгорлогистик" и "Сервис-Интегратор". Обе они заключили с АМПП пятилетние контракты. Первая, согласно его условиям, должна в течение пяти лет эвакуировать 766 тыс. автомобилей за 3,69 млрд руб. Вторая — 383 тыс. за 1,71 млрд руб. Осенью "Сервис-Интегратор" попытался изменить условия соглашения через суд: город недостаточно загружает эвакуаторы компании, из-за чего она терпит убытки. Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу АМПП. С "Мосгорлогистиком" у АМПП сложностей пока не было.

Эксперименты на местах

Хотя тратить наравне с Москвой ни один российский город, конечно, не в состоянии, идея брать деньги за стоянку приглянулась многим администрациям. "Проводятся встречи с представителями администраций других городов, например Санкт-Петербурга, Казани, Хабаровска, по вопросам развития парковочного пространства",— рассказывают в АМПП. Уже появились платные парковки в Сочи, Калуге, Белгороде, близки к этому Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Ростов и Пермь.

Санкт-Петербург оценил запуск собственного парковочного проекта в 2,2 млрд руб.— самый крупный бюджет после московского. В мае откроется пилотная зона на территории между Фонтанкой, Кирочной, Лиговским и Невским, рассчитанная на 2,9 тыс. мест. Час стоянки стоит 60 руб., штраф — 3 тыс. руб. Оборудование тестовой площадки обошлось бюджету в 177 млн руб. На эти деньги были закуплены паркоматы, датчики слежения за наличием свободных мест, установлены информационные знаки, нанесена разметка и подведены инженерные сети. Около 70 млн руб. город потратил на создание диспетчерского центра. До конца года зона платной парковки расширится еще на 2,5 тыс. мест за счет территории между Невой и Кирочной, однако дальнейшее развитие проекта — под вопросом.

В мае прошлого года пилотный проект — 500 парковочных мест на двух центральных улицах — запустили власти Екатеринбурга. В декабре зона платной парковки расширилась в три раза. Летом откроется еще 1 тыс. мест. Главный специалист комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Екатеринбурга Роман Бараковских рассказывает, что в прошлом году город потратил всего 18,5 млн руб.: деньги ушли на нанесение разметки, установку знаков и информационных табло, покупку 20 паркоматов, серверов и разработку программного обеспечения, которое всем этим управляет.

Стоимость часа стоянки в Екатеринбурге — 30 руб. В Москве в первое время брали 50 руб. в час (сейчас 80 руб. в пределах Бульварного кольца, 60 — в зоне между Бульварным и Садовым, 40 руб. в час — между Бульварным и ТТК). Отдача от проекта в Екатеринбурге, конечно, тоже существенно (но все-таки не пропорционально) меньше. Московские парковки в первый же месяц заработали 3,6 млн руб., екатеринбургские столько же собрали за целый год. Дело не только в меньшем объеме трафика. В Екатеринбурге до сих пор не штрафуют тех, кто паркуется, не заплатив: из-за нестыковок в законодательстве власти города и области уже почти год не могут договориться о том, в чьей компетенции находится эта функция.

В Краснодаре первую платную городскую парковку — на полсотни мест — открыли еще в конце 2013 года. Сейчас зона платной парковки в центре включает уже более 3 тыс. мест, до конца года их число вырастет до 5 тыс. Стоимость парковки — 30 руб. в час или 300 руб. за сутки. Штраф — 1 тыс. руб. Городской бюджет получает лишь 10% сборов, остальное — компания "Городские парковки" (входит в группу "Ланит", один из крупнейших российских системных интеграторов). Срок действия инвестконтракта — семь лет.

Затраты "Городских парковок" к настоящему времени превысили 150 млн руб. (около 40% этой суммы составляют затраты на эксплуатацию). О размере сборов в компании не говорят, однако подтверждают планы запуска аналогичных проектов в других городах, например в Ростове, где власти собираются организовать такой же конкурс.

В начале апреля платные парковки появятся в Красноярске. Модель — такая же. Местная IT-компания "Инфоком" выиграла конкурс на создание и эксплуатацию в течение пяти лет зоны платной парковки на 1,5 тыс. мест. Здесь все пока не так удачно, как в Краснодаре. Первые парковки должны были открыться еще в декабре, вся зона — к началу марта. В "Инфокоме" рассчитывали, что весь проект обойдется компании в 71 млн руб. Зарабатывать компания собиралась начать спустя три с половиной года, общая прибыль должна была составить 18 млн руб. Сейчас директор "Инфокома" Дмитрий Вилков называет проект имиджевым. "Стоимость реализации проекта сильно увеличилась,— рассказывает предприниматель.— Из-за изменения курсов валют часть оборудования подорожала на 70-85%. Увеличилась и стоимость заемных средств — примерно на 7-8%".


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса