Реклама
22 Июня 2009, 12:18
3707

Новый закон предусматривает фискализацию терминалов и обязательную сдачу наличности на банковский счет

С 1 января 2010 года владельцев платежных терминалов обяжут использовать фискальные аппараты и перейти на обслуживание в банки. Нелегальные схемы уйдут в прошлое, а рентабельность бизнеса снизится.

Владельцы терминалов лишатся возможности получать дополнительный, но нелегальный доход за счет обналичивания. «А без него зарабатывать невозможно. Все владельцы крупных сетей (от 1 тыс. терминалов) выживали только на этом», – категоричен Сергей Ковалев, владелец около 800 платежных терминалов в Москве. «Если говорить о потенциальном источнике наличности, то оборот терминального бизнеса в лучшем случае равен 10% оборота несетевой розничной торговли. Там наличных денег гораздо больше», – возражает генеральный директор «Объединенной системы моментальных платежей» (ОСМП) Владимир Лопатин.

Новый закон предусматривает фискализацию терминалов, обязательную сдачу наличности на банковский счет владельца терминала. «Оптимальным решением, исключающим лишние затраты со стороны агентов платежных систем, была бы фискализация процессинговых центров, но этот вариант не приняли», – сетует коммерческий директор группы e-port Евгений Бирюков. «Предстоит разработать подзаконные акты, учитывающие специфику регистрации и обслуживания контрольно-кассовой техники в терминалах и банках, потребуется переработка действующих инструкций. Пока они рассчитаны только на ручные кассы, и их прямое применение вызовет резкое увеличение расходов на обслуживание терминалов, что отразится на стоимости их услуг», – объясняет председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. Фискализация потребует дополнительных затрат на оборудование каждого терминала.

Однозначно положительный момент – оплата через терминалы кредитов, штрафов, госпошлин и налогов станет юридически законной. Ранее терминальный чек не считался доказательством проведенного платежа. С 1 января 2010 года проблема неплатежа при наличии чека перекладывается «на плечи» владельца терминала.

Недовольны банкиры, которые в терминальных системах видят конкурентов по проведению платежей. Они вынуждены придерживаться условий лицензирования и выполнять требования ЦБ. На этом фоне доступность терминального бизнеса выглядит как реальная угроза банковским транзакциям. Официально банкиры недовольны незащищенностью интересов плательщиков, а также возможностями по пособничеству терроризму, о­тмыванию денег, взяточничеству и уходу от налогов.

Бизнес-план. Казалось бы, взимай процент с проведенных платежей – и доход обеспечен. По данным НАУЭТ, объем рынка моментальных платежей в 2008 году достиг 536 млрд руб­лей. Общее количество проведенных платежей составило 5,2 млрд. устанавливаемая им комиссия от общей суммы платежа (как правило, колеблется в диапазоне 3–5%). «Однако во время конкурентных войн вознаграждение может доходить до 0%», – говорит Владимир Лопатин. Во-вторых, вознаграждение от операторов, в чью пользу принимаются платежи: 0,2–0,8%. Таким образом, выручку со всех терминалов можно оценить в 17–31 млрд рублей.

Расходы начинаются с покупки терминала. Стоимость одного колеблется в пределах 70–150 тыс. рублей. Самый массовый, по статистике ОСМП, аппарат 2М стоит 84,5 тыс. рублей. «Есть смысл начинать не менее чем с пяти автоматов. При покупке – обязательно тестировать, плюс иметь минимум $10 тыс. свободных денег для непредвиденных ситуаций. Например, на приобретение новых купюроприемников», – объясняет Максим Семиков, владеющий 60 терминалами в Москве.

Далее идут операционные затраты:
• аренда места (от $80 в месяц);
• техническое обслуживание терминала (многие владельцы выполняют его самостоятельно);
• единовременный платеж за подключение к платежной системе. Также организатор платежной системы может взимать комиссионные за проведение платежей в пользу операторов;
• банковское обслуживание, которое включает платеж за открытие счета, ведение счета (200–600 рублей), проведение платежей, процент за прием наличных денег (0,1–0,9%);
• инкассация (зачастую инкассацией занимается тот же банк, который и обслуживает счет владельца),
• интернет-трафик (GPRS);
• налоги. По упрощенной схеме (УСН) платится 6% с выручки.

Терминальные сети покрупнее ищут выход в более тесном взаимодействии. «Мы заключили с банком комплексный договор на обслуживание. За инкассацию, пересчет денег, техобслуживание терминалов, замену чековой ленты отвечает банк, – говорит Алексей Онучин, которому принадлежит 300 терминалов в Москве, Московской области, Владимире и Рязани. – Оснащение аппаратов фискальными регистраторами – теперь тоже проблема банка. Конечно, я лишился наличности, зато деятельность легальна. Стал принимать платежи по потребкредитам, а их объем постоянно растет. За эту прелесть плачу 0,01% от оборота и 170 рублей  с терминала в месяц. Остается раз в месяц снимать деньги со счета».
Можно рассчитать рентабельность терминала, например на основании данных ОСМП, которая объединяет 100 тыс. терминалов. В 2008 году в системе было совершено 2,2 млрд платежей. Оборот одного терминала в месяц – 165,4 тыс. рублей. Прибыль (расчет на иллюстрации) – 2,7 тыс. рублей. «В 2007 году срок окупаемости терминала составлял 6–8 месяцев, летом 2008 года он вырос до 8–12 месяцев, – резюмирует Владимир Лопатин. – Срок окупаемости в год для любого рынка, кроме наркотиков и проституции, – это шикарно».

Грабеж с вандализмом. Это главные причины регулярных и непрогнозируемых убытков. Распространенный вариант – терминал увозят и вскрывают недалеко от места дислокации. Если грабители не озаботятся отследить время инкассации, их усилия не окупятся. «Зашли в магазин с ноутбуком и бумажками два высоких худощавых типа, сказали продавцам, что увозят терминал на ремонт, погрузили его в «Газель» с заляпанными грязью номерами, и продавцы даже «тревожную» кнопку не нажали, – вспоминает Георгий Мдивани, владелец 76 терминалов в Московской области. – В результате открыто уголовное дело, а терминала нет. Теперь всегда использую анкерные крепежи».

Жизнь терминалов изобилует неожиданностями. «Однажды в купюроприемник нашего терминала вылили тюбик суперклея, – рассказывает Федор Сорокин, совладелец сети из 300 терминалов. – Кэш-код заклеился так, что деньги еле оторвали!» На такой случай существует страховка. «Дети клеят на экран переводные картинки, замучили! – жалуется Стас Федоренков из Кемерово. – И наклейки сдирают». От таких выходок спасет лишь охранник, правда, не всегда. «Один мой терминал, стоящий на автовокзале, по сговору с охранником обмотали тросом, протащили грузовиком 300 метров. Полночи его крутили, пилили, гнули ломом и все-таки вытащили купюроприемник. Может, фильм снимали, – иронизирует над неспешностью грабителей Андрей Калачев из Москвы. – И все ради 50 тыс. рублей».

Бывают вовсе курьезные случаи. Стас Федоренков поставил терминал возле школы: «Думал, детишки будут на переменах десятки класть». Сначала все было хорошо. Но однажды терминал отключился. После включения и загрузки на экране появился фаллический символ, нарисованный в Paint. Владелец подумал, что виноват вирус, стер картинку. Терминал стал работать дальше, регулярно отключаясь. Трафик рос, Стас Федоренков тратил на связь по 100 рублей в день. Иногда появлялись новые html-страницы. Наверное, он так и боролся бы с «вирусом», если бы не любознательные дети. Они поинтересовались, сколько денег в месяц приносит терминал. И между делом сообщили, что через аппарат школьники целыми днями сидят в интернете. Производитель терминала забыл отключить одну из функций тачскрина. И дети быстро это проверили.


Источник: www.finansmag.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса