Реклама
19 Июня 2008, 20:26
2631

Рынок терминальных платежей: Банки готовы занять место агентов

Возникшее осенью 2007 года противостояние участников рынка мгновенных платежей и представителей банковского сообщества было разрешено в преддверии парламентских выборов вмешательством Минфина. Тогда министерство финансов, Банк России, ФАС и МВД сумели договориться о том, чтобы отложить срок рассмотрения поправок к закону "О банках и банковской деятельности", касающихся правил работы собственников платежных автоматов. Вчера осенний конфликт получил продолжение: РСПП настаивает на ужесточении контроля в этой сфере, некоторые члены союза вообще не видят перспектив для небанковских платежных агентов.

Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по банкам и банковской деятельности обсуждала вчера действительно важные вопросы совершенствования законодательства в сфере повышения доступности расчетно-платежных услуг для граждан нашей страны. Если быть более конкретным, то речь шла о двух федеральных законопроектах, выдвинутых недавно группой депутатов на рассмотрение в Госдуму РФ: №68783-5 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и №68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Все мы по нескольку раз в месяц совершаем подобные платежи - за пользование мобильной и фиксированной связью, за различные жилищно-коммунальные услуги. И, безусловно, хотим одного: сделать это быстро и быть уверенными в том, что наши деньги будут направлены по назначению, а не осядут в карманах ловких мошенников.

Это понимают и в РСПП, поэтому саму инициативу законодателей, направленную на регулирование рынка платежных услуг, участники заседания в целом поддерживают. Как подчеркнул в начале разговора сопредседатель Комиссии, первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, увеличение доступности финансовых, в том числе банковских услуг более широкому кругу населения, особенно людям, проживающим в отдаленных и труднодоступных районах страны, - одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед обществом.

Увы, по количеству банковских отделений в расчете на миллион жителей Россия сегодня существенно уступает большинству развитых стран. Одним из способов решения этой проблемы является аутсорсинг части финансовых услуг, то есть наделение небанковских организаций и индивидуальных предпринимателей правом оказывать их населению. Движение в этом направлении наметилось в течение последних лет. Особую динамику в развитии получил рынок принятия коммерческими организациями от населения платежей за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. На заседании комиссии, в частности, были озвучены некоторые цифры. Так, по имеющимся данным, не менее 10-15 миллионов россиян ежедневно осуществляют такие платежи (как правило, в пределах 50-100 рублей) в примерно 300 тысячах точках приема, созданных вне сети банковских отделений.

Естественно, по словам Александра Мурычева, размах и социальный характер указанной деятельности обязывает к ее законодательному регулированию. Закон должен, с одной стороны, расширить круг финансовых услуг и максимально приблизить их к потребителю, а, с другой стороны, исключить криминализацию этой отрасли и защитить плательщиков от мошенников.

Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Владимир Луков, который возглавляет рабочую группу, созданную при министерстве в декабре 2007 года для работы по внесению поправок в статью 13.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности", отметил, что этот закон разрешает деятельность по приему платежей у физических лиц, организациям, не являющимся кредитными, а также частным предпринимателям. В числе первостепенных задач рабочая группа определила устранение существующих несуразиц в самом тексте закона, расширение круга финансовых услуг, осуществляемых через платежные терминалы и оснащение этих терминалов контрольно-кассовой техникой (ККТ), что сделает платежный процесс более прозрачным. По словам Владимира Лукова, оснащение фискальной техникой может обойтись бюджету менее чем в $20 миллионов.

Но было высказано также и мнение, что, возможно, этот пункт лоббируется заинтересованной стороной и по подсчетам других участников разговора процесс оснащения ККТ может реально обойтись в $200 миллионов.

В докладе председателя Правления ООО КБ "Платина" Дмитрия Екенина, ознакомившего участников разговора с результатами деятельности рабочей группы самой Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, созданной для изучения вышеназванных федеральных законопроектов, прозвучала мысль о некоей противоречивости и компромиссности законопроектов. Но если исходить из того, что статья 13.1. ФЗ "О банках и банковской деятельности" разрешает деятельность платежных агентов, то в законопроекты следовало бы внести ряд изменений. Например, необходимо сократить срок оснащения терминалов фискальной техникой (в проекте значится 1.07.2009 г.), увязав со сроком вступления законов в силу. Кроме того, по мнению рабочей группы, необходимо дополнить КоАП положением об ужесточении наказания за неиспользование ККТ, вплоть до конфискации платежных терминалов. И необходимо лицензировать деятельность платежных операторов, считает Дмитрий Екенин.

Впрочем, в процессе достаточно активного обсуждения поставленных проблем, большинство членов Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности вообще поставило под сомнение сам факт развития небанковских платежных агентов. Например, генеральный директор Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Александр Турбанов высказал мысль о том, что предлагаемые законопроекты никак не заполняют правовой вакуум в сфере расчетно-платежных услуг, а, напротив, размывают само понятие о банковской деятельности. По его мнению, нет необходимости выстраивать параллельно с банковской еще одну систему с аналогичными функциями. Необходимо развивать и делать более доступной массовому потребителю банковскую модель платежных систем, которая более прозрачна и контролируема, чем агентская модель, убежден Александр Турбанов.

В этом вопросе его поддержали многие участники разговора. В результате более чем 2,5-часовой дискуссии Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности приняла единогласное решение: не поддерживать законопроекты в том виде, в каком они представлены сейчас. Свою сформулированную позицию члены РСПП намерены направить в Госдуму РФ до конца этой недели.


Finam.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса