Реклама
1 Октября 2015, 22:33
2699

Анализ российского рынка смарт вендинга

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка умных вендинговых автоматов, а также анализ конкурентной ситуации и оценку востребованности такого рода оборудования.

По мнению основных игроков рынка, в России наиболее распространены снековые автоматы и вендинг по приготовлению горячих напитков.

Согласно прогнозам исследовательской компании Berg Insight, среднегодовой рост вендинговых автоматов, подключенных к телеметрическим М2М решениям, в мире составит 18,5 % в год в натуральном выражении, а к 2019 году достигнет 2,7 млн. В итоге доля смарт автоматов в мире достигнет 15,3 % к концу 2019 года.

Мировая установленная база подключенных к телеметрии вендинговых аппаратов в 2014 году выросла на 18,4 %, до 1,16 млн. в натуральном выражении. Около 0,56 млн. из этого числа эксплуатируются в Северной Америке, 0,15 млн. – в Европе. Число умных торговых автоматов в других частях планеты составляет 0,45 млн, в основном расположены в Японии и Австралии.

В настоящее время уровень проникновения умных вендинговых автоматов в России выше общемирового, что объясняется в целом низкой насыщенностью рынка вендинга - еще в 2009 году их количество в России, по оценкам компании Uvenco, составляло всего 35 тысяч. Новые же автоматы всё чаще оснащаются телеметрией.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, на конец 2015 года общее количество вендинговых автоматов достигнет 165 тысяч единиц, количество умных машин достигнет 19 тысяч. К 2019 году количество торговых автоматов в России достигнет 290 тысяч единиц. Из них примерно 56 тысяч будут оснащены связью, позволяющей проводить мониторинг/телеметрию и/или удаленно управлять автоматом и т. д., а проникновение умных машин, таким образом, приблизится к 20%.

В России сейчас наблюдается крайне низкая доля автоматов, способных принимать безналичную оплату, но ситуация будет меняться благодаря нескольким факторам:

  • общее увеличение объема безналичных платежей;
  • оптимизация издержек, включая снижение расходов на обслуживание инкассации автоматов;
  • низкая платежная способность монет (большинство вендинговых автоматов выдает сдачу мелочью);
  • общая мировая тенденция к увеличению доли автоматов с безналичной оплатой.


Мнения участников рынка

Станислав Баранов, генеральный директор компании «Профессиональные и торговые автоматы».

Темпы роста в благоприятный экономический период составляли 25–30 % в год. Сейчас рост популярности торговых автоматов в России на уровне 15–20 %. Два года назад, когда правительство Москвы пыталось реализовать программу по развитию вендинга в столице, говорили о планах установить к 2017 году порядка 90 тысяч торговых автоматов. А потенциал мегаполиса оценивался в 200 тыс. автоматов. По официальной статистике, сейчас в Москве работает порядка 30 тыс. вендинговых автоматов. Российский рынок вендинга далек от насыщения. Основной прирост приходится на центральную часть России, но вендинг достаточно активно развивается и в других регионах.


Дмитрий Ветров, руководитель отдела маркетинга компании UVENCО.

В период с 2010 по 2013 год вендинговый рынок ежегодно прирастал на 15–20 %. В 2014–2015 годах темпы роста снизились, однако, в отличие от прочего ретейла, этот рынок не перешел к стагнации, а продолжает развитие. Тенденции – продолжение развития основных сегментов (кофе, снеки, прохладительные напитки), дальнейшее сближение с индустрией horeca и ocs, появление и развитие новых форматов вендинга (микромаркет), внедрение высокотехнологичных разработок в систему оперирования.

В парке Uvenco все 100 % автоматов (более 12 500 штук) подключены к телеметрии. По нашим оценкам, у других операторов – примерно 5–6 тыс. То есть доля автоматов, подключенных к телеметрии, – около 10–11 %.

Небольшой процент – менее 3–4 %. (если говорить об установленных банковских ридерах). Однако в ближайшем будущем около 10 % автоматов будут предоставлять возможность оплаты картами через приложение на телефоне.


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса